Статья поступила 02.12.2015 г
На сегодняшний день существует множество научных трудов, так или иначе затрагивающих проблемы трансляции культурных смыслов в семиосфере. В частности, одним из аспектов этого направления является исследование такого способа трансляции семиотической информации как «проявленность» в форме визуальной коммуникации в системе «человек — среда». Но, несмотря на то, что изучению данного вопроса посвящены исследования широкого круга учёных, нельзя сказать, что существует комплексный взгляд на эту проблему. В то время как необходимость в научном инструментарии, позволяющем структурировать и регулировать процесс смыслообразования в предметно-пространственной среде, ощущается достаточно остро. Актуальность вопросов, связанных с поиском универсальных закономерностей в процессе смыслоконструирования в визуально-предметной сфере культуры не вызывает сомнения в связи со спецификой современного общества. Она обусловлена стремительным развитием визуальной культуры и перенасыщением информационного поля, что существенно осложняет процесс считывания человеком семантического текста, заключённого в объектах и пространствах культурного ландшафта. Всё это обязывает исследователей к более глубокому изучению процесса смыслообразования в художественно-образных структурах объектов и явлений окружающей действительности.
Итак, в первую очередь необходимо обозначить границы исследования, в пределах которых предполагается проследить путь трансляции культурных смыслов. В данном случае в качестве таких границ нами определена система «человек-среда», подразумевающая формирование аксиосферы и символического пространства культурного ландшафта, формируемого ею. Определение границ позволяет конкретизировать цель исследования — выявление и систематизация образно-символических моделей, являющихся формой проявленности смысловых конструктов культуры.
В соответствии с целью данного исследования необходимо решение следующих задач: