По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 009

«Memory studies» в развитии социогуманитарного знания Часть 2. «Memory boom»: современное состояние и перспективы *

Пушкарёва Татьяна Витальевна ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», Россия, 129226, Москва, ул. В. Пика, 4, стр. 1 E-mail: ap-bib@yandex.ru
Шемякина Елена Михайловна ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», Россия, 119882, Москва, ул. Малая Пироговская, 1, E-mail: simbaplus@mail.ru

Авторы показывают причины возрастания интереса социогуманитарных наук к проблематике исторической, культурной, коллективной памяти c 80-х гг. XX в. по настоящее время. Формирование национальных исследовательских школ memory studies (французской и немецкой) рассматривается как основное достижение этого периода. Делается вывод о том, что ориентация ведущих исследовательских школ memory studies на решение актуальных общественных задач и междисциплинарный характер новых подходов пока затрудняет создание единой мемориальной парадигмы

Литература:

1. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и рас- Андерсон Б. пространении национализма. — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. — 288 с.

2. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая Ассман А. политика / Пер. с нем. Б. Хлебникова. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 328 с.

3. Социальная память и познание. — М.: Мысль, 1984. — Колеватов В. А. С. 193.

4. Память в культурологическом освещении //Лотман Ю. М. Избран- Лотман Ю. М. ные статьи. В 3-х т. Т. 1. Таллинн: «Александра», 1992. — С. 200–202.

5. Историческая эпистемология. — М.: «КАНОН+» РООИ «Реабили- Мегилл А. тация», 2007. — с. 480.

6. Франция — Память. — СПб.: Изд-во СПб. университета, Нора П., Озуф М. и др. 1999. — С. 333.

7. Принцип социальной памяти. Социальная детерминация познания: труды по философии (Ученые записки Тартуского гос. ун-та, выпуск 695). — Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1984.

8. Знание о прошлом: теория и история. В 2-х т. Савельева И. М., Полетаев А. В. Т. 1. Конструирование прошлого. — СПб.: Наука, 2003. — С. 632.

* Окончание. Начало см.: Вопросы культурологии. 2016. №3.

Статья поступила 08.04.2015 г.

Внимание к проблемам исторической памяти, которое обнаружили историки «третьего поколения» школы Анналов, приобрело поистине глобальный размах в 80-х гг. XX в., когда memory studies стали не просто интеллектуальной модой, но и фактом общественной и политической жизни Европы, Америки и России

Социальной предпосылкой активизации «memory studies» можно считать события 80–90-х гг. прошлого века, когда на территории постсоветской Европы и России образовалось порядка десятка новых государств, которым пришлось заново формировать государственную идеологию и в связи с этим «переписывать историю», а также решать проблему культурной, политической идентификации больших национальных групп. Это резко актуализировало национальное измерение исторической памяти и привело к целому ряду «войн памяти».

Одновременно с этим шли процессы осмысления и переосмысления уроков Второй мировой войны в странах Западной Европы, становления международных институтов по правам человека. Логика экономической и политической интеграции Европейского союза требовала и продолжает требовать культурного и идейного оформления новой Европы, что нашло отражение в попытках конструирования наднационального варианта исторической памяти.

Гносеологическая предпосылка связана с определенным теоретическим поворотом в изучении наций и национализма, произошедшим в 80-х гг. ХХ в. Поворот этот отчасти был обусловлен выходом ныне ставшей классической работы Бенедикта Андерсона «Воображаемые сообщества» (1983). Констатируя беспомощность современных ему теорий в объяснении феномена нации и национализма (выглядящих, по его мнению, в современном мире как «патология» или «аномалия» общественного развития), американский исследователь задается вопросом: «Что же делает нацию ценностью, за которую можно умереть?» Отвечая на этот вопрос, он делает вывод о том, что принадлежность к нации выступает как своего рода религия современного общества, сулящая человеку бессмертие в вечном существовании нации, к которой он себя причисляет в своем воображении. Андерсон говорит о ценностной, культурной, укорененности «воображаемых сообществ», на конкретном историческом материале раскрывает механизмы создания («воображения») наций — на примере развития переписи, карты и музея в Юго-Восточной Азии, разрабатывает понятие «национальное сознание» [1]. Можно сказать, что у Андерсона нация трактуется как универсальная полезная иллюзия, без которой бытие человека в секуляризированном мире оказывается невозможным.

Для Цитирования:
Пушкарёва Татьяна Витальевна, Шемякина Елена Михайловна, «Memory studies» в развитии социогуманитарного знания Часть 2. «Memory boom»: современное состояние и перспективы *. Вопросы культурологии. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: