В статье изложена модель циклогенеза русского мировоззрения от истоков его формирования до настоящего времени. Эволюция русского мировоззрения детерминирована следующими циклически сменяющими друг друга мировоззренческими парадигмами: языческой, православной, новоевропейской и новейшей. Показана многоуровневость архитектоники русского мировоззрения, сформированная в ходе его эволюции.
Автор анализирует проблемы гуманитарного образования и воспитания подрастающего поколения, необходимые для обеспечения национальной безопасности России в ХХI в., трансформации механизмов коммуникации детей и подростков на современном этапе; рассмотрены успешные медиаобразовательные проекты и медиатехнологии, формирующие новое информационное пространство.
Русский мир чрезвычайно динамичный во времени, к тому же существенно трансформируемый территориально. Одно дело — быть русским в материковой России или за пределами «русской ойкумены». В настоящей статье автор попробует объединить в себе и опыт ученого, и нарратив человека, который практически всю свою долгую жизнь вплоть до весны 2014 г. прожил за пределами условной границы России. Родился в Румынии, в детский сад ходил в Узбекистане, в школу — в Туркмении, в техникум и институт — на Украине. При этом его корни всегда были связаны с Крымом.
В статье рассматривается проблема проявления идентичности русского народа через дискурс диалектной лексики, отраженной в классическом произведении русской литературы XIX в. — в сборнике «Записки охотника» Ивана Тургенева. Авторами статьи проанализированы функции лексических диалектизмов в очерках писателя, обращено внимание на особенность использования собственно лексических диалектизмов и этнографизмов, сделан вывод о значимости сохранения диалектизмов как отражения идентичности народа.
В статье на материале нижегородских говоров отмечается, что вербальный код семейных обрядов, являясь особой формой хранения и отражения национально-культурной информации, становится основой для познания специфики национальной ментальности и дает многогранное представление о народной жизни в ценностном пространстве русского этноса.
Ведущей тенденцией инновационного образования является технологизация. Ее в основном приветствуют и целенаправленно внедряют. Намного меньше тех, кто не боится обсуждать противоречие: этот процесс идет за счет умаления его культурно-гуманистических аспектов. Лишаясь ценностного характера, образование перестает выполнять социальную роль в развитии человека как личности. Неограниченная технологизация превращает его в программирование, вплоть до достижения обучаемым «расширенного сознания», когда он может ничего не знать: «все есть в компьютере». Сохранение культурно-гуманистического измерения образования предполагает воспроизведение в нем всех форм культуры. Школа и вуз должны формировать не когнитивного робота, хотя бы и инновационного, а личность. Технологизация обязательна, но ее надо дозировать, регулировать ради сохранения воспитания и образования.
В статье речь идет о том, как общество создавало свои образовательные идеалы, которые нашли отражение в образовательных архетипах-генератипах, несущих в себе актуальную энергию преобразования и смыслопорождения. Это вариант проекта генератипной типологии культуры, вытесняющий описательно-фактографический подход, который отторгают обучающиеся в силу его громоздкой монотонности.
Статья посвящена исследованию содержания понятия и особенностей онтологии глубинного народа. Автор показывает содержание дискуссий по этой теме. В статье объяснены соотношения между глубинным народом и глубинным государством, затронута тема русского народа как глубинного народа.
В базисе экономики страны ключевую роль играет почвенная культура нации. Она детерминирует развитие не только духовного, но и материального сектора социального воспроизводства. Отказ в экономической политике от почвенной культуры (с заменой «своего» коммунитаризма «чужим» либерализмом) обрекает материальное производство на стагнацию и даже регресс. Этот барьер преодолевается корректировкой рыночного вектора экономики почвенной культурой.
В статье речь идет о грантовой политике в российском образовании. Благодаря грантам оказывается необходимая поддержка проектам, в том числе научным, которые не являются прибыльными, но играют важную роль в развитии общества, города или учебного заведения. Деятельность, не получающая адекватного финансирования со стороны государства, также может быть поддержана с помощью грантов.
Об итогах Международной научно-практической конференции «Русский мир: динамика научного познания», прошедшей 23–25 октября 2019 г. в Национальном исследовательском Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал ННГУ).
Рецензия на издание: Запесоцкий А.С. Становление глобальной культуры и конфликты цивилизаций (По материалам Международных Лихачевских научных чтений) / А.С. Запесоцкий. — СПб.: СПбГУП, 2018. — 608 c.
Опыт кросс-культурного мониторинга образов пандемии и инфодемии. Новый облик «ведьм XXI в.»: вирус vs религия. «Мы в одной лодке»: риторика взаимопомощи, а не оппозиция «свои — чужие». Видимые и невидимые жертвы. Стратегия отсроченного риска: помощь только видимой жертве. Опасности искушения простыми решениями. Ситуация пандемии — ситуация разрушения общественных правил? Ценность человеческой жизни как фактор предотвращения насилия.