По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 81-25 DOI:10.33920/nik-01-2005-05

Русская ментальность сквозь призму нижегородских говоров

Никифорова Ольга Валентиновна ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (Арзамасский филиал) Россия, 607220, Нижегородская область, Арзамас, ул. К. Маркса, д. 36, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4463-9792, e-mail: snegaovnik@rambler.ru

В статье на материале нижегородских говоров отмечается, что вербальный код семейных обрядов, являясь особой формой хранения и отражения национально-культурной информации, становится основой для познания специфики национальной ментальности и дает многогранное представление о народной жизни в ценностном пространстве русского этноса.

Литература:

1. Брысина Е.В. Номинации незаконнорожденных внебрачных детей в русских народных говорах: мотивационный аспект // Лексический атлас русских народных говоров (материалы и исследования). — СПб.: Нестор-История, 2015. — С. 93–109.

2. Камалова А.А., Савелова Л.А. Лингвокультурологическое описание северной русской деревни: Учебное пособие. — Архангельск: Поморский университет, 2007. — 337 с.

3. Никифорова О.В. Языковое воплощение представлений о детях вне брака в нижегородских говорах // Русский язык: история, диалекты, современность: сборник научных статей по материалам докладов и сообщений Международной конференции. — Вып. XVI. — М.: ИИУ МГОУ, 2017. — С. 228–234.

4. Никифорова О.В. Честь невесты как ценностно-смысловой концепт лингвокультуры Нижегородского края // Вопросы культурологии. — 2018. — № 11. — С. 79–85.

5. Угрюмова М.М. Константы народной культуры в языковом воплощении представлений о ребенке (на материале говоров Среднего Приобья) // Вестник Томского государственного университета. — 2012. — № 359. — С. 25–27.

6. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — М.: Наука, 1974. — 175 с.

Статья поступила 01.03.2020

Русская нация, имея богатейшую историю, многообразно воплощает самобытные традиции как в элитарном, так и в деревенском типе культуры. Известно, что первооснову всей русской культуры, отраженной в русском национальном языке, составляет именно культура народная, полностью аккумулированная говорами. Изучение диалектной культуры значимо для сохранения прошлого, которое представляется опорой для настоящего и будущего Русского мира. Справедливо об этом говорил Л.В. Щерба: «В языковом материале, унаследованном от старших поколений, заложены в виде возможностей и линии поведения будущих поколений, наследников этого сокровища» [6, с. 136]. К сожалению, вместе со старшим поколением уходит и представление об исконной культуре, основе нашего бытия. Поэтому выявление специфики этнокультурного значения у лексических единиц, связанных с обрядами, представляется актуальным, поскольку именно народный обряд, являясь частью традиционной культуры, соединяет в себе компоненты духовного и материального, отражает народные представления о мироустройстве и обладает национальным своеобразием. Живым свидетельством богатства культуры русского народа являются семейные обряды, представляющие собой обрядовый текст, который включает как лингвистическую, так и экстралингвистическую составляющую и состоит из нескольких последовательно чередующихся, несущих в себе символическую наполненность ритуальных действий, а также конкретизирующих их обрядовых персоналий и обрядовых реалий. Не случайно этнолингвисты понимают диалект как культурный феномен и вводят термин «культурный диалект» — сложную систему, представляющую собой органичное единство языка и разных форм проявления традиционной культуры, которая характеризует определенное сообщество (см., например, [2, с. 33]. Его границы определяются не только по фонетическим, грамматическим, лексическим признакам, но и по особенностям материальной и духовной культуры, характеризующей определенный микросоциум. На протяжении жизненного пути человека сопровождают обряды, происходившие в соответствующее время и по соответствующему поводу, а именно в важные моменты жизни: рождение, свадьба, вступление в новую сферу деятельности, переход в другую возрастную группу, смерть. Обряды — мощное средство сплочения народа, они общеобязательны, тесно связаны с исторической традицией, составляют единый и нерушимый уклад жизни людей, передаются из поколения в поколение, в обрядах отражаются богатый многовековой опыт народа, своеобразная этика и эстетика, подлинная народная культура. Обряды позволяют проникнуть в сущность национальной культуры, приобщиться к духовной жизни нашего народа в ее истории. Обряды — символические действия, которыми их участники отмечают то или иное событие жизни отдельного человека или коллектива. В обрядах неразрывна связь действий и слов, которыми обозначены действия. Однако смысл обрядов не в действиях, а в том, что они обозначают. Познать Русский мир помогает описание лексико-фразеологических единиц, которые функционируют в этнолингвистическом пространстве диалекта.

Для Цитирования:
Никифорова Ольга Валентиновна, Русская ментальность сквозь призму нижегородских говоров. Вопросы культурологии. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: