По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.013.43 DOI:10.33920/nik-01-2005-06

О проблеме сохранения культурно-гуманистического измерения инновационного образования*

Кутырев Владимир Александрович ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет)», Россия, 603950, Нижний Новгород, просп. Гагарина, д. 23, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6003-8241, e-mail: kut.va@mail.ru

Ведущей тенденцией инновационного образования является технологизация. Ее в основном приветствуют и целенаправленно внедряют. Намного меньше тех, кто не боится обсуждать противоречие: этот процесс идет за счет умаления его культурно-гуманистических аспектов. Лишаясь ценностного характера, образование перестает выполнять социальную роль в развитии человека как личности. Неограниченная технологизация превращает его в программирование, вплоть до достижения обучаемым «расширенного сознания», когда он может ничего не знать: «все есть в компьютере». Сохранение культурно-гуманистического измерения образования предполагает воспроизведение в нем всех форм культуры. Школа и вуз должны формировать не когнитивного робота, хотя бы и инновационного, а личность. Технологизация обязательна, но ее надо дозировать, регулировать ради сохранения воспитания и образования.

Статья поступила 01.03.2020

Суть изменений, которые претерпевает российское образование, в том, чтобы вписать его существующие формы в процессы технологизации, которые охватывают современное общество, тем самым более адекватно подготовить новые поколения к предстоящей взрослой жизни. Вряд ли кто оспорит, что это необходимо, но вопрос в том, как это понимать и как это делается. Сейчас в большинстве случаев такая подготовка связывается только с информатизацией и компьютеризацией образовательного процесса.

Предполагается, что информационные сети и мультимедийные терминалы позволят человеку получать знания в любом месте в любое время в режиме самообучения и практически всю жизнь. Открывается возможность построить для каждого обучающегося индивидуальную траекторию их усвоения, удовлетворяя потребности в образовательных услугах максимально комфортно. Присутствие учащихся в особых классах и аудиториях в таком случае не является обязательным. «Дистанционные университеты», вообще e-learning (электронное образование) в нем не нуждается. Традиционные университеты, эти «фабрики образования», будут обезлюдевать вслед за обезлюдением фабрик производства. Открывается возможность выбора самых лучших, по мировым образцам, программ, а их накопление приведет к ненужности живых аудиторных профессоров и педагогов как носителей индивидуально ограниченного и нестандартизованного знания. Все плотнее покрывающая мир компьютерная сеть Интернет является универсальной гипертекстовой средой с фактически открытым доступом к любой информации. Так что задачу получения знаний, всегда бывшую одной из главных в образовании, в принципе можно считать решенной. Непосредственные субъекты образовательной деятельности, учитель, педагог, профессор как носители социально-культурного опыта и уникального, только им ведомого знания теряют свое значение. Информация доставляется, минуя человека-посредника и интерпретатора. Появляется возможность, как ни странно звучит это словосочетание, автоматизации образования.

Для Цитирования:
Кутырев Владимир Александрович, О проблеме сохранения культурно-гуманистического измерения инновационного образования*. Вопросы культурологии. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: