Статья поступила 01.03.2020
Суть изменений, которые претерпевает российское образование, в том, чтобы вписать его существующие формы в процессы технологизации, которые охватывают современное общество, тем самым более адекватно подготовить новые поколения к предстоящей взрослой жизни. Вряд ли кто оспорит, что это необходимо, но вопрос в том, как это понимать и как это делается. Сейчас в большинстве случаев такая подготовка связывается только с информатизацией и компьютеризацией образовательного процесса.
Предполагается, что информационные сети и мультимедийные терминалы позволят человеку получать знания в любом месте в любое время в режиме самообучения и практически всю жизнь. Открывается возможность построить для каждого обучающегося индивидуальную траекторию их усвоения, удовлетворяя потребности в образовательных услугах максимально комфортно. Присутствие учащихся в особых классах и аудиториях в таком случае не является обязательным. «Дистанционные университеты», вообще e-learning (электронное образование) в нем не нуждается. Традиционные университеты, эти «фабрики образования», будут обезлюдевать вслед за обезлюдением фабрик производства. Открывается возможность выбора самых лучших, по мировым образцам, программ, а их накопление приведет к ненужности живых аудиторных профессоров и педагогов как носителей индивидуально ограниченного и нестандартизованного знания. Все плотнее покрывающая мир компьютерная сеть Интернет является универсальной гипертекстовой средой с фактически открытым доступом к любой информации. Так что задачу получения знаний, всегда бывшую одной из главных в образовании, в принципе можно считать решенной. Непосредственные субъекты образовательной деятельности, учитель, педагог, профессор как носители социально-культурного опыта и уникального, только им ведомого знания теряют свое значение. Информация доставляется, минуя человека-посредника и интерпретатора. Появляется возможность, как ни странно звучит это словосочетание, автоматизации образования.