Статья поступила 01.03.2020
В процессе системного осмысления и решения вопросов сохранения культурно-исторического суверенитета и обеспечения национальной безопасности России в ХХI в. необходимо учитывать неоднозначные и противоречивые последствия современной информационно-коммуникационной революции в мире. Безусловно, ее позитивные достижения должны быть эффективно использованы для приумножения информационно-коммуникативных ресурсов личности.
Гуманитарное образование и воспитание подрастающего поколения в ХХI в. становятся все «актуальнее для нашего общества, опрокинутого в несуществующий мир компьютерных игр и развлечений» [11, с. 466], что настоятельно требует глубокого осмысления возможностей субъектов социального воспитания, реализующих свой потенциал в самых многообразных сферах социальной действительности [3, с. 527].
Детские СМИ играют важную роль в социализации подрастающего поколения, выступают нравственным, психологическим, эстетическим регулятором. При этом на фоне коммерциализации журналистики и снижения уровня влияния воспитательной функции со стороны родителей активно распространяется синдром клипового мышления, создаются виртуальные, закрытые группы. Вышеперечисленная реальность ставит развитие подрастающего поколения под угрозу. Современные дети не читают, а просматривают новости. В связи с развитием информационных технологий, большого количества медиаресурсов синдромом клипового мышления сейчас заражен каждый ребенок, то есть череда ярких, разорванных событий не выстраивается в логическую последовательность, а в хаотичном порядке дает поверхностное представление о происходящем в мире [1; 5, с. 12], которым активно управляют всевозможные медиаторы массовых коммуникаций, где локальные сети так же необходимы, как воздух, а цифровые устройства стали единым целым с человеческим организмом. Смартфон и Интернет — это не просто вспомогательные инструменты для решения сложных задач, сегодня они стали необходимостью. Гаджеты упрощают, а в некоторых случаях полностью заменяют человеческие процессы, например мыслительные. Современный юный пользователь уже не обращается к отделам своего головного мозга и не использует долгосрочную память, чтобы извлечь необходимую информацию: по его логике, нужно быстро перебрать варианты возможных ссылок, где могут храниться запрашиваемые данные. Блокировка длительного мыслительного процесса и замена краткосрочными обращениями негативно влияют на восприятие информации. Современное общество зачастую сталкивается с отсутствием самого процесса мышления. Опытный пользователь (user) заглатывает текстовые заголовки и использует ранее прочитанные им схожие варианты для определения достоверности информации, ищет между строк знакомые фамилии экспертов, компетентных в данной области, оценка которых на ментальном уровне совпадает с внутренними убеждениями читателя. Как пишет известный исследователь в области образовательных технологий Е.В. Валеева, «текст все больше перестает быть произведением и все более становится производством» [4, с. 187]. При этом на сегодняшний день становится очевидным тот факт, что такое понятие, как «живое общение», уходит на второй план и уступает вновь пришедшему, уже плотно обосновавшемуся в современном обществе, — «виртуальный обмен данными».