По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 792.9 DOI:10.33920/nik-01-2005-02

Формирование информационного пространства нового поколения России: медиаобразовательные практики

Коханая Ольга Евгеньевна АНО ВО «Московский гуманитарный университет» Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: kokhanaya@mail.ru

Автор анализирует проблемы гуманитарного образования и воспитания подрастающего поколения, необходимые для обеспечения национальной безопасности России в ХХI в., трансформации механизмов коммуникации детей и подростков на современном этапе; рассмотрены успешные медиаобразовательные проекты и медиатехнологии, формирующие новое информационное пространство.

Литература:

1. Артек Медиа. Официальная группа. — ВКонтакте [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/artekmedia (дата обращения: 14.07.2019).

2. Бандура А. Теория социального научения. — СПб., 2000. — 252 с.

3. Барсукова О.В. Медиаобразование как фактор развития личности ребенка в условиях трансформации информационного общества // Вестник ТГТУ. — 2011. — Т. 17. — № 4. — С. 1111–1118.

4. Валеева Е.В. Образовательный полидинамизм как проявление новой образовательной реальности // Историко-педагогические чтения. — 2019. — № 23. — С. 186–189.

5. Виноградский В.С. Вернуться к базисным ценностям профессии // Журналистика в 2011 году: Ценности современного общества и средства массовой информации / Отв. ред. Е.Л. Вартанова, Я.Н. Засурский. — М.: МГУ, 2012. — С. 465–466.

6. Коханая О.Е. Воспитательный потенциал журналистского образования // Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания: XIV Междунар. науч. конф., МосГУ, 14–16 декабря 2017 г.: Доклады и материалы: в 2 ч. Ч. 2 / Под общ. ред. И.М. Ильинского. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2017. — С. 494–500.

7. Коханая О.Е. Технология работы с детской прессой детских общественных организаций // Медийно-информационная грамотность современного педагога: в 3 ч. Ч. 2. Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Оренбург: ОГПУ, 30–31 октября 2018 г. / Сост. и науч. ред. О.М. Скибина, И.В. Жилавская. — Оренбург, 2018. — С. 80–89.

8. Мид Д.Г. Избранное. — М.: ИНИОН РАН, 2009. — 290 с.

9. Напалков С.В. Формирование ценностного отношения подростков к культуре и традициям народов мира // Ценности пограничной жизни: Матер. науч.-практ. конф. «Методическое обеспечение реализации содержания работы с детьми во Всероссийском детском центре “Орленок” на современном этапе» / Сост. Е.Р. Шаймарданова, А.А. Забавина. — ВДЦ «Орленок», 2009. — С. 12–13.

10. Симакова С.И. Формирование медиакомпетентности в системе вузовского образования // Вестник Челябинского государственного университета. — 2013. — № 22 (313). — С. 160–165.

11. Смеюха В.В. Конкурсы юных журналистов: функциональные и типологические характеристики // Ученые записки Казанского университета. — 2016. — Т. 158. — Кн. 4. — С. 1064–1076.

12. ЮНПРЕСС. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: http://ynpress.com (дата обращения: 14.07.2019).

Статья поступила 01.03.2020

В процессе системного осмысления и решения вопросов сохранения культурно-исторического суверенитета и обеспечения национальной безопасности России в ХХI в. необходимо учитывать неоднозначные и противоречивые последствия современной информационно-коммуникационной революции в мире. Безусловно, ее позитивные достижения должны быть эффективно использованы для приумножения информационно-коммуникативных ресурсов личности.

Гуманитарное образование и воспитание подрастающего поколения в ХХI в. становятся все «актуальнее для нашего общества, опрокинутого в несуществующий мир компьютерных игр и развлечений» [11, с. 466], что настоятельно требует глубокого осмысления возможностей субъектов социального воспитания, реализующих свой потенциал в самых многообразных сферах социальной действительности [3, с. 527].

Детские СМИ играют важную роль в социализации подрастающего поколения, выступают нравственным, психологическим, эстетическим регулятором. При этом на фоне коммерциализации журналистики и снижения уровня влияния воспитательной функции со стороны родителей активно распространяется синдром клипового мышления, создаются виртуальные, закрытые группы. Вышеперечисленная реальность ставит развитие подрастающего поколения под угрозу. Современные дети не читают, а просматривают новости. В связи с развитием информационных технологий, большого количества медиаресурсов синдромом клипового мышления сейчас заражен каждый ребенок, то есть череда ярких, разорванных событий не выстраивается в логическую последовательность, а в хаотичном порядке дает поверхностное представление о происходящем в мире [1; 5, с. 12], которым активно управляют всевозможные медиаторы массовых коммуникаций, где локальные сети так же необходимы, как воздух, а цифровые устройства стали единым целым с человеческим организмом. Смартфон и Интернет — это не просто вспомогательные инструменты для решения сложных задач, сегодня они стали необходимостью. Гаджеты упрощают, а в некоторых случаях полностью заменяют человеческие процессы, например мыслительные. Современный юный пользователь уже не обращается к отделам своего головного мозга и не использует долгосрочную память, чтобы извлечь необходимую информацию: по его логике, нужно быстро перебрать варианты возможных ссылок, где могут храниться запрашиваемые данные. Блокировка длительного мыслительного процесса и замена краткосрочными обращениями негативно влияют на восприятие информации. Современное общество зачастую сталкивается с отсутствием самого процесса мышления. Опытный пользователь (user) заглатывает текстовые заголовки и использует ранее прочитанные им схожие варианты для определения достоверности информации, ищет между строк знакомые фамилии экспертов, компетентных в данной области, оценка которых на ментальном уровне совпадает с внутренними убеждениями читателя. Как пишет известный исследователь в области образовательных технологий Е.В. Валеева, «текст все больше перестает быть произведением и все более становится производством» [4, с. 187]. При этом на сегодняшний день становится очевидным тот факт, что такое понятие, как «живое общение», уходит на второй план и уступает вновь пришедшему, уже плотно обосновавшемуся в современном обществе, — «виртуальный обмен данными».

Для Цитирования:
Коханая Ольга Евгеньевна, Формирование информационного пространства нового поколения России: медиаобразовательные практики. Вопросы культурологии. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: