Статья поступила 01.03.2020
Классическая литература и искусство прошлого дают нам примеры духовных доминант каждой культурной эпохи. Высшие нормы нравственных представлений о человеке — своего рода идеалы, которые формируют эпохи в культурно-историческом прошлом, могут быть обозначены с известной степенью приблизительности: Античность — герой, Средние века — святой, эпоха Просвещения — энциклопедист, XIX в. — инженер/художник, ХХ в. — борец/финансист. На основе уже исследованных культурой архетипов можно выделить образовательные генератипы, которые вырабатываются сознанием человека в ту или иную историческую эпоху.
Остановимся на описании свойств этих генератипов, представляющих собой усилия эпохи по объединению идеальных представлений о человеке с его социально-физической формой.
Период Античности связан с формированием генератипа героя, который несет в себе идею преодоления трудностей, ориентирован на изменение. В мифах герой спасает ситуацию, одерживая победу над злом. Так, состязание, соревнование, спор — главные образовательные технологии воспитания героя, ориентированные на формирование дисциплины, выносливости, решительности и сосредоточенности. Быть героем в античном полисе — быть лучшим среди лучших. Античное образование ориентировано на формирование умения выражать и отстоять свою позицию в споре, стремление к соревнованию и совершенству, ощущение себя частью коллектива, дисциплинированность и т.д. Его формирующая среда — полис.
Образование, учитывающее античный образовательный генератип, нацелено на то, чтобы человек максимально полно раскрывал свои возможности, был конкурентоспособным. Огромную роль при этом играет мотивация, отношения учителя и ученика предполагают крайнее уважение друг к другу. Героизм призывает к нарушению границы, подталкивает человека на решительные действия. Это нашло свое отражение в искусстве Античности.
Период Средних веков создает новый генератип — святой, включающий в себя трудолюбие, дисциплину, чтение и интерпретацию текста, аскетизм. Образовательная среда — это монастырь (университет). Аскетизм, мученичество и труд (умственный и физический), то есть внутренняя работа над собой и физическое усилие, — новые образовательные техники формирования личности. В Средние века человек полностью подчинен Богу. В сказках и мифах это фигура мудрого старца (волшебника, учителя, священника, деда, профессора), «когда появляется необходимость в проницательности, понимании, добром совете, решительности, умении планировать, а своих собственных ресурсов для этого не хватает» [8, с. 298]. Если образовательная система Античности была ориентирована на подготовку к перенесению жизненных трудностей, поэтому включала гимнастику, аскетику и диетику, заботу о душе, что предполагало преодоление лени, страстей и аффектов, то в средневековой образовательной традиции обращение человека происходит с помощью слова (чтение и молитва) и физического труда. Забота о душе здесь в том, чтобы отречься от тела и обратиться к духу [5]. Важную роль выполняет практика покаяния, что открывает возможности контроля над человеческими намерениями и желаниями, подготавливает к самоконтролю и самодисциплине. Это уже формирование не общественного, а внутреннего человека, ориентированного на самопознание.