По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2 DOI:10.33920/nik-01-2005-07

Культура как пространство антропологических генератипов

Валеева Елена Викторовна ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (Арзамасский филиал) Россия, 607220, Нижегородская область, Арзамас, ул. К. Маркса, д. 36, e-mail: ev.visual@mail.ru

В статье речь идет о том, как общество создавало свои образовательные идеалы, которые нашли отражение в образовательных архетипах-генератипах, несущих в себе актуальную энергию преобразования и смыслопорождения. Это вариант проекта генератипной типологии культуры, вытесняющий описательно-фактографический подход, который отторгают обучающиеся в силу его громоздкой монотонности.

Литература:

1. Голдсмит О. Гражданин мира, или Письма китайского философа, проживающего в Лондоне, своим друзьям на Востоке / Серия: Литературные памятники / Подготовка А.Г. Ингер; отв. ред. А.А. Елистратова; ред. перевода И.Г. Гурова; художник В.Г. Виноградов. — М.: Наука, 1974. — 384 с.

2. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. — М.: Совершенство, 1997. — 208 с.

3. Коханая О.Е. Тенденции и движущие силы развития индустрии медиа: форсайтсессии «Образование-2030» // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. — 2019. — № 1. — С. 34–38.

4. Мамедов А.К. Поиск идентичности в современных реалиях: дискретность, посттрадиционализм и индивидуализм // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. — 2015. — Т. 15. — № 4. — С. 20–30.

5. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. — СПб.: Алетейя, 1999. — 304 с.

6. Пирс Ч.С. Начала прагматизма / Пер. с англ., предисл. В.В. Кирющенко, М.В. Колопотина. — СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000. — 318 с. (Серия «Метафизические исследования. Приложение к альманаху»).

7. Шилина С.А. Управленческий дискурс как технология коммуникации в системе отношений государства и общества: Автореф. дис. д-ра социол. наук: 22.00.08 / Шилина Светлана Александровна. — М., 2015. — 33 с.

8. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. — М.-Киев: Совершенство — Port-royal, 1997. — 298 с.

Статья поступила 01.03.2020

Классическая литература и искусство прошлого дают нам примеры духовных доминант каждой культурной эпохи. Высшие нормы нравственных представлений о человеке — своего рода идеалы, которые формируют эпохи в культурно-историческом прошлом, могут быть обозначены с известной степенью приблизительности: Античность — герой, Средние века — святой, эпоха Просвещения — энциклопедист, XIX в. — инженер/художник, ХХ в. — борец/финансист. На основе уже исследованных культурой архетипов можно выделить образовательные генератипы, которые вырабатываются сознанием человека в ту или иную историческую эпоху.

Остановимся на описании свойств этих генератипов, представляющих собой усилия эпохи по объединению идеальных представлений о человеке с его социально-физической формой.

Период Античности связан с формированием генератипа героя, который несет в себе идею преодоления трудностей, ориентирован на изменение. В мифах герой спасает ситуацию, одерживая победу над злом. Так, состязание, соревнование, спор — главные образовательные технологии воспитания героя, ориентированные на формирование дисциплины, выносливости, решительности и сосредоточенности. Быть героем в античном полисе — быть лучшим среди лучших. Античное образование ориентировано на формирование умения выражать и отстоять свою позицию в споре, стремление к соревнованию и совершенству, ощущение себя частью коллектива, дисциплинированность и т.д. Его формирующая среда — полис.

Образование, учитывающее античный образовательный генератип, нацелено на то, чтобы человек максимально полно раскрывал свои возможности, был конкурентоспособным. Огромную роль при этом играет мотивация, отношения учителя и ученика предполагают крайнее уважение друг к другу. Героизм призывает к нарушению границы, подталкивает человека на решительные действия. Это нашло свое отражение в искусстве Античности.

Период Средних веков создает новый генератип — святой, включающий в себя трудолюбие, дисциплину, чтение и интерпретацию текста, аскетизм. Образовательная среда — это монастырь (университет). Аскетизм, мученичество и труд (умственный и физический), то есть внутренняя работа над собой и физическое усилие, — новые образовательные техники формирования личности. В Средние века человек полностью подчинен Богу. В сказках и мифах это фигура мудрого старца (волшебника, учителя, священника, деда, профессора), «когда появляется необходимость в проницательности, понимании, добром совете, решительности, умении планировать, а своих собственных ресурсов для этого не хватает» [8, с. 298]. Если образовательная система Античности была ориентирована на подготовку к перенесению жизненных трудностей, поэтому включала гимнастику, аскетику и диетику, заботу о душе, что предполагало преодоление лени, страстей и аффектов, то в средневековой образовательной традиции обращение человека происходит с помощью слова (чтение и молитва) и физического труда. Забота о душе здесь в том, чтобы отречься от тела и обратиться к духу [5]. Важную роль выполняет практика покаяния, что открывает возможности контроля над человеческими намерениями и желаниями, подготавливает к самоконтролю и самодисциплине. Это уже формирование не общественного, а внутреннего человека, ориентированного на самопознание.

Для Цитирования:
Валеева Елена Викторовна, Культура как пространство антропологических генератипов. Вопросы культурологии. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: