По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 633.72 DOI:10.33920/nik-01-2005-03

Русский мир Крыма со «времен Очакова» и по сей день

Поляков Владимир Евгеньевич ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова» Россия, 295015, Республика Крым, Симферополь, пер. Учебный, д. 8, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1420-6459, e-mail: turshu@inbox.ru

Русский мир чрезвычайно динамичный во времени, к тому же существенно трансформируемый территориально. Одно дело — быть русским в материковой России или за пределами «русской ойкумены». В настоящей статье автор попробует объединить в себе и опыт ученого, и нарратив человека, который практически всю свою долгую жизнь вплоть до весны 2014 г. прожил за пределами условной границы России. Родился в Румынии, в детский сад ходил в Узбекистане, в школу — в Туркмении, в техникум и институт — на Украине. При этом его корни всегда были связаны с Крымом.

Литература:

1. Государственное казенное учреждение Республики Крым «Государственный архив Республики Крым» (ГАРК). — Ф. 26, оп. 1, д. 282.

2. ГАРК. — ФП-7, оп. 1, д. 349.

3. ГАРК. — Ф. 799, оп. 1, д. 33 (Марфа Алпатьева).

4. ГАРК. — Ф. 799, оп. 3, д. 10, л. 75 (Ерохин).

5. Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения / Пер. с англ. И. Федюкина. — М.: НЛО, 2003. — 560 с.

6. Гаспринский И. Русское мусульманство: мысли, заметки и наблюдения мусульманина. — Симферополь: Тип. Спиро, 1881. — 45 с.

7. Елисеева О.И. Хозяин Тавриды / Путь на пользу. Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ). — М., 2012. — 336 с.

8. Занегина Н.В. К истории брачных отношений // Вопросы истории. — 2019. — № 6. — С. 47–59.

9. Ибнеева Г.В. Имперская политика Екатерины II в зеркале венценосных путешествий. — М.: Памятники исторической мысли, 2009. — 469 с.

10. Марков Е.Л. Очерки Крыма. — СПб.-М.: Издание товарищества М.О. Вольф, 1884. — 593 с.

11. Поляков В.Е. Партизанское движение в Крыму 1941–1944 гг. — Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2013. — 488 с.

Статья поступила 01.03.2020

Как-то, работая в архиве, прочитал письмо А.В. Суворова своему начальству, где он жалуется, что уже три года находится за границей, и просит разрешения уехать из Крыма в отпуск. Тогда я искренне удивился тому, что Суворов назвал мой Крым заграницей. Впрочем, удивлялся напрасно, так как письмо было написано в 1777 г., и в ту пору он действительно был территорией чужого государства. В этот же период в состав России вошли земли Польши, затем Кавказа, Средней Азии, Приморья... Во вновь приобретенных землях стали селиться русские люди. Сначала военные, потом чиновники, потом специалисты, а затем и крестьяне, работные люди, пришедшие туда в поисках земли, а фактически лучшей доли.

Когда Грибоедов писал строки «времен Очакова и покоренья Крыма», то эти времена воспринимались читателями как что-то давнее, хотя он имел в виду всего лишь жизнь одного поколения до него. Евгений Марков знакомился с Крымом уже через три четверти века после его включения в состав России. Он был поражен тем, что видел: «Тут словно заграница какая-то: все не понашему» [10, с. 8].

Эту заграницу надо было заселять, так как прежние жители стали массово уходить в соседнюю Турцию.

Было бы логичным, чтобы население Таврической губернии составили православные, то есть, в прежнем понимании, великороссы и малороссы.

Беда заключалась в том, что в России не было рынка труда, не было свободных рабочих рук. Вот почему если и попадали на полуостров православные, то это были «...бывшие помещичьи крестьяне, беглецы, казаки — вся эта русская удалая вольница еще недавно гуляла на просторе по Тавриде, и до сих пор во многих поселениях живут предания о былых подвигах. Таврический крестьянин, собственно, почти не знал крепостной зависимости и, выросши на свободе и в довольствии, являет собой сильный русский элемент, весьма способный усвоить культурные приемы и быстро совершенствоваться. Необходимо ему в этом помочь» [1].

Увы! Помогать ему никто не собирался. Все внимание властей было обращено на иностранных подданных. Желающие поселиться в Российской империи могли получить деньги на проезд в посольствах России в своих странах. Гарантировалось освобождение от податей на 30 лет и от рекрутской повинности на 10 лет. Предусматривалось сохранение привычного для европейских колонистов местного самоуправления. Это не было пустой декларацией, более того, в дальнейшем льготы только росли: бесплатная раздача скота и орудий земледелия, разрешение заниматься винокурением.

Для Цитирования:
Поляков Владимир Евгеньевич, Русский мир Крыма со «времен Очакова» и по сей день. Вопросы культурологии. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: