Статья поступила 01.03.2020
Существует единая парадигма русского мировоззрения, которая циклически проявляется в своих исторических модификациях: язычестве, христианстве, новом и новейшем времени [3]. Главная задача статьи — построить циклическую эволюционную картину бытия русского мировоззрения с целью последующего выявления русского мировоззренческого кода.
Для решения поставленной задачи определим временной отрезок на оси исторического времени, который будем исследовать. Истоки русского мировоззрения находятся в славянском язычестве. Согласно Л.Н. Гумилеву, примерно в I в. н.э. на территории от Южной Швеции до Абиссинии произошел пассионарный толчок, вызвавший взрыв этногенеза и Великое переселение народов, в том числе и славян [1, с. 288]. Предшественниками славян были так называемые праславяне, которые выделились из индоевропейского массива еще в XV в. до н.э. [4, с. 187].
Фундамент архитектоники русского мировоззрения был заложен в языческой Руси. Архитектоника русского мировоззрения построена по принципу матрешки. Язычество — это самая глубокая «матрешка», которая включена в православную «матрешку». Далее следует «матрешка» Нового времени, а затем уже «матрешка» Новейшего времени. Русский код глубоко спрятан, как игла в сказке о том, где находится Кощеева смерть. Русские народные сказки, на которых воспитываются наши дети, — осколки русских языческих мифов. «Все богатырские волшебные сказки оказываются фрагментами древних исторических мифов и героического эпоса» [4, с. 465]. Ребенок в онтогенезе социализации повторяет логику филогенеза социализации своего народа. Психологи утверждают, что полноценное понятийное мышление детей строится на базе сформированного образного мышления [6, С. 308–309]. Также полноценное христианское мировоззрение строится на основе сформированного языческого мировоззрения. На тему двоеверия русского народа в процессе становления христианского мировоззрения можно посмотреть с позиции принципа матрешки. Становление христианского мировоззрения есть органическое включение системы языческого мировоззрения в надсистему христианского мировоззрения. Великие языческие солнечные праздники, приуроченные к дням весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния, включаются в церковный календарь: Комоедица-Масленица, день солнца Купайлы — день Ивана Купалы (рождество Иоанна Крестителя), день осеннего солнца-старика Световида — Рождество Пресвятой Богородицы, рождество солнца-младенца Коляды — Рождество Христово. Становление есть единство процессов возникновения и прехождения. Процесс прехождения язычества отнюдь не есть процесс его исчезновения. Прехождение есть процесс вытеснения язычества из состояния системы в состояние подсистемы в архитектонике русского мировоззрения. Неудивительно, что проявление язычества в русской народной жизни специалисты отмечают до конца XIX — начала XX в. [5, с. 782]. Можно сказать даже больше. Атеистический XX в. вовсе не избавился от языческих суеверий. Черные кошки, пустые ведра, постукивание по дереву и другие элементы язычества воспринимались в народном безбожном мировоззрении всерьез. Современное неоязычество — «пробудившийся вулкан», тектонический сдвиг в русском мировоззрении, когда глубинная подсистема разрушает системы, в которые она была исторически упакована. В этом проявляется «ген» русского нигилизма, разрушающий вышестоящие культурные слои.