По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 172.4 DOI:10.33920/nik-01-2005-01

Циклогенез русского мировоззрения и его архитектоника

Пищик Александр Михайлович ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (Дзержинский филиал), Россия, 606034, Нижегородская область, Дзержинск, ул. Строителей, д. 9а, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7356-5008, e-mail: pishchik1948@yandex.ru

В статье изложена модель циклогенеза русского мировоззрения от истоков его формирования до настоящего времени. Эволюция русского мировоззрения детерминирована следующими циклически сменяющими друг друга мировоззренческими парадигмами: языческой, православной, новоевропейской и новейшей. Показана многоуровневость архитектоники русского мировоззрения, сформированная в ходе его эволюции.

Литература:

1. Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории / Лев Гумилев; послесл. С.Б. Лаврова. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 320 с.: ил. — (Библиотека истории и культуры).

2. Достоевский Ф.М. Пушкин (очерк). Произнесено 8 июня в заседании Общества любителей российской словесности // Дневник писателя. 1880 год. — Глава вторая [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kulichki.com/inkwell/text/hudlit/classic/dost/ dnevnik/d_80.htm (дата обращения: 01.02.2020).

3. Пищик А.М. Циклогенез парадигм русского мировоззрения: Монография // Академия Тринитаризма. — М., эл. № 77-6567, публ. 25483, 05.06.2019 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005d/00012305.htm (дата обращения: 01.02.2020).

4. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. — М.: Наука, 1981. — 531 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://royallib.com/get/fb2/ribakov_boris/yazichestvo_drevnih_slavyan. zip (дата обращения: 01.02.2020).

5. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. — М.: Наука, 1987. — 783 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://alleng.org/d/relig/relig078.htm (дата обращения: 01.02.2020).

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. — Т. 1. — М.: Народное образование, 2005. — 556 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://textarchive. ru/c-2885113-p19.html (дата обращения: 01.02.2020).

7. Черты из психологии славян. Речь, произнесенная проф. И.А. Сикорским в торжественном заседании Славянского благотворительного общества 14 мая 1895 года. — Киев: Тип. И.И. Чоколова, 1895. — 15 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://books.e-heritage. ru/book/10086413 (дата обращения: 01.02.2020).

Статья поступила 01.03.2020

Существует единая парадигма русского мировоззрения, которая циклически проявляется в своих исторических модификациях: язычестве, христианстве, новом и новейшем времени [3]. Главная задача статьи — построить циклическую эволюционную картину бытия русского мировоззрения с целью последующего выявления русского мировоззренческого кода.

Для решения поставленной задачи определим временной отрезок на оси исторического времени, который будем исследовать. Истоки русского мировоззрения находятся в славянском язычестве. Согласно Л.Н. Гумилеву, примерно в I в. н.э. на территории от Южной Швеции до Абиссинии произошел пассионарный толчок, вызвавший взрыв этногенеза и Великое переселение народов, в том числе и славян [1, с. 288]. Предшественниками славян были так называемые праславяне, которые выделились из индоевропейского массива еще в XV в. до н.э. [4, с. 187].

Фундамент архитектоники русского мировоззрения был заложен в языческой Руси. Архитектоника русского мировоззрения построена по принципу матрешки. Язычество — это самая глубокая «матрешка», которая включена в православную «матрешку». Далее следует «матрешка» Нового времени, а затем уже «матрешка» Новейшего времени. Русский код глубоко спрятан, как игла в сказке о том, где находится Кощеева смерть. Русские народные сказки, на которых воспитываются наши дети, — осколки русских языческих мифов. «Все богатырские волшебные сказки оказываются фрагментами древних исторических мифов и героического эпоса» [4, с. 465]. Ребенок в онтогенезе социализации повторяет логику филогенеза социализации своего народа. Психологи утверждают, что полноценное понятийное мышление детей строится на базе сформированного образного мышления [6, С. 308–309]. Также полноценное христианское мировоззрение строится на основе сформированного языческого мировоззрения. На тему двоеверия русского народа в процессе становления христианского мировоззрения можно посмотреть с позиции принципа матрешки. Становление христианского мировоззрения есть органическое включение системы языческого мировоззрения в надсистему христианского мировоззрения. Великие языческие солнечные праздники, приуроченные к дням весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния, включаются в церковный календарь: Комоедица-Масленица, день солнца Купайлы — день Ивана Купалы (рождество Иоанна Крестителя), день осеннего солнца-старика Световида — Рождество Пресвятой Богородицы, рождество солнца-младенца Коляды — Рождество Христово. Становление есть единство процессов возникновения и прехождения. Процесс прехождения язычества отнюдь не есть процесс его исчезновения. Прехождение есть процесс вытеснения язычества из состояния системы в состояние подсистемы в архитектонике русского мировоззрения. Неудивительно, что проявление язычества в русской народной жизни специалисты отмечают до конца XIX — начала XX в. [5, с. 782]. Можно сказать даже больше. Атеистический XX в. вовсе не избавился от языческих суеверий. Черные кошки, пустые ведра, постукивание по дереву и другие элементы язычества воспринимались в народном безбожном мировоззрении всерьез. Современное неоязычество — «пробудившийся вулкан», тектонический сдвиг в русском мировоззрении, когда глубинная подсистема разрушает системы, в которые она была исторически упакована. В этом проявляется «ген» русского нигилизма, разрушающий вышестоящие культурные слои.

Для Цитирования:
Пищик Александр Михайлович, Циклогенез русского мировоззрения и его архитектоника. Вопросы культурологии. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: