Отдельный интерес научного сообщества вызывает роль религии в посткоронавирусном мире. Писатель Donald Collins полагает, что совместный опыт кризиса такого масштаба должен привести к переосмыслению религии в современном обществе1. Масштабность коронавируса и одновременно уровень современной науки, по мнению автора, неизбежно приведут к переосмыслению границ конфессий и причинно-следственных связей. Писатель отмечает, что мировые эпидемии наподобие испанского гриппа в 1918 г. существовали вне понимания их вирусологической природы, и, таким образом, религиозным объяснениям отводилась особая роль в формировании мифологической картины мира и рационализации происходящих событий.
Появляются многочисленные интерпретации того, как отдельные религиозные сообщества (например, сообщество ортодоксальных евреев в Израиле, члены которого не прекращают своей привычной жизнедеятельности2, или прихожане в США3, продолжающие посещать службы, считая, что они защищены «кровью Христовой») оказываются источником заражения. Если обратиться к смысловому содержанию репортажей, можно заметить, что воздействие на такие сообщества по принципу убеждения силой, запретами или эмоциональными доводами об иллюзорности и опасности суждений о собственной неприкосновенности для себя и окружающих не оказывается услышанным. Для примера воспроизведем короткий диалог: «Вы только что посетили службу, где присутствовало большое количество людей. Вы не думаете, что заразитесь сами и заразите кого-нибудь в других местах?» — «Это они меня могут заразить, а я защищена кровью Христовой, thank you very much». В случае с евреями-ортодоксами возникает ситуация, когда сами евреи-ортодоксы воспринимают попытки полиции препятствовать проведению их традиционных мероприятий как проявление отношения против их сообщества. Мы наблюдаем высокий уровень идентификации со «своими» и враждебности против «чужих». Такая ситуация рискует быть неразрешимой на уровне преследования и физического препятствования проведению мероприятий.