В статье обсуждаются глобальные процессы, приводящие к фундаментальным трансформациям в сфере образования. Особое внимание уделяется глобальной революции в науке, которая начинается с ее кардинальной глобализации и ориентации на возможности перехода к устойчивому развитию и последующему ноосферогенезу. Обсуждаются процесс глобализации образования и становление нового типа образования — глобального образования, которое, по мнению авторов, начало свой путь с лекций В.И. Вернадского в Московском университете еще в начале прошлого века. Предполагаются кардинальные революционные изменения мирового образования, вектор которых направлен от современных его форм к образованию для устойчивого развития и формированию глобального образования ноосферной ориентации.
Автор показывает, что определяющим фактором, кардинально преобразующим образовательный процесс, является возросшая доступность востребуемой информации посредством компьютерных технологий. Ширится информационное поле, спектр концептуальных подходов, точек зрения, гипотез, оценок. Возможность заинтересованного самостоятельного отбора информации без какоголибо посредничества способствует вытеснению принудительных форм обучения, активизирует этот процесс в целом.
В статье обозначены отдельные проблемные аспекты отечественного образования в условиях тотальной информатизации социума. Предложены пути внедрения технологий интернет-коммуникации в образовательный процесс и воспитания граждан, осознающих преимущества и недостатки инновационного информационного общества. Автор постарался восполнить в своем исследовании пробелы подготовки выпускников вуза к информационным реалиям и таящимся угрозам. Предложен авторский подход к подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием. Осуществлен системный отбор факторов влияния новых информационно-коммуникационных технологий на современный образовательный процесс. Предложены механизмы внедрения в образовательный процесс инновационных технологий и уделено внимание знаниям об обществе нового типа (информационном обществе).
Статья раскрывает проблему экспорта образовательных услуг как нового измерения культурной экспансии. Автор полагает, что развитие транснационального образования способно привести к ряду новых вызовов, в том числе к опасности утраты национального суверенитета государств. Целью работы является выявление концептуальных оснований возможного преодоления негативных воздействий данного процесса.
Обеспечение национальной безопасности России становится приоритетной задачей государства и общества в связи с внутренней и международной ситуацией. Национальная безопасность — это сложное системное явление, которое включает в себя экономическую, интеллектуальную, природогенную, техногенную, духовную составляющие. Одним из важнейших факторов национальной безопасности является высшее образование.
Автор показывает, что современная политическая, финансово-экономическая и культурная глобализация человечества поставила народы многих стран мира перед проблемой деидентификации. Об этом еще в начале ХХI века писал американский исследователь С. Хантингтон. Научные дискуссии о последствиях кризиса национальнокультурной идентичности проходят на международных форумах разных уровней. Но наряду с национально-культурной идентичностью следует рассматривать и проблему планетарной идентичности, их в научных изысканиях часто исследуют как не зависящие друг от друга. В статье уделяется внимание образованию как институту формирования идентичности.
В статье рассматриваются конкретные методики проведения исследований корпоративной культуры вуза. Автор показывает, что на сегодняшний день основное внимание ученых, занимающихся изучением данного феномена, привлечено к формированию методологий в производственных и финансовых компаниях, тогда как проблемы корпоративной культуры организаций образовательного типа — школ, колледжей, лицеев, вузов — зачастую остаются вне рамок внедрения результатов актуальных изысканий.
Статья содержит текст лекции о циклических формах (сонатно-симфонический цикл) курса «Анализ музыкальных произведений» в музыкальном колледже. Она рассчитана на два учебных часа и содержит необходимый для этого курса объем информации. Упоминаемые в лекции произведения в основном взяты из курса музыкальной литературы и хорошо знакомы учащимся. Сведения о других сочинениях помогают расширить кругозор студентов.
В статье показано, что наряду с документирующей и хранительской функциями музей выполняет и образовательную функцию, которая с появлением направления «музейная педагогика» обрела самостоятельность. Автор критически осмысливает тенденции усиления досуговой и развлекательной составляющей музея, призванного «обучать, развлекая», и доказывает, что музей по своей сути есть учреждение научное. Прежде всего это коллекции, хранящиеся в музейном собрании, а многочисленные мероприятия и программы, касающиеся музейных предметов, хранимых музеем, есть явления вторичные.
Художественное образование — базисный, основополагающий компонент профессионального творческого процесса. Оно дает возможность не только освоить азы профессии, приобрести необходимые профессиональные и культурные компетенции, но и в известной мере сформировать взгляды молодого специалиста. Знакомство с культурными традициями, воспитание уважения к историческому наследию являются доминантными в подготовке гуманитария любого профиля, образуют исходный момент, который в последующем позволит приобрести широкий кругозор, способность ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры. В статье рассматриваются подходы к проблеме культуры повседневности и методы преподавания дисциплины в театральном вузе.
В статье показано, что одно из основных требований методики классического танца — целенаправленное музыкальное воспитание. Уметь творчески вдохновенно и виртуозно воплощать содержание музыки — значит обладать одним из главных элементов актерского мастерства. Автор показывает, что будущему преподавателю очень важно знать, в каком направлении и как следует воспитать это умение.