По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Мировое образование в перспективе перехода к устойчивому развитию

Урсул Аркадий Дмитриевич директор Центра глобальных исследований, профессор факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник высшего профессионального образования, академик Академии наук Молдавии Россия, 119991, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 51, E-mail: ursul-ad@mail.ru
Урсул Татьяна Альбертовна заведующий кафедрой социальных наук и технологий Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», доктор философских наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Россия, 119180, г. Москва, Ленинский просп., д. 4, E-mail: ursult@mail.ru

В статье обсуждаются глобальные процессы, приводящие к фундаментальным трансформациям в сфере образования. Особое внимание уделяется глобальной революции в науке, которая начинается с ее кардинальной глобализации и ориентации на возможности перехода к устойчивому развитию и последующему ноосферогенезу. Обсуждаются процесс глобализации образования и становление нового типа образования — глобального образования, которое, по мнению авторов, начало свой путь с лекций В.И. Вернадского в Московском университете еще в начале прошлого века. Предполагаются кардинальные революционные изменения мирового образования, вектор которых направлен от современных его форм к образованию для устойчивого развития и формированию глобального образования ноосферной ориентации.

Литература:

1. Ильин И.В., Урсул А.Д. Глобалистика и глобальное образование: эволюционный ракурс // Универсальная и глобальная история (Эволюция Вселенной, Земли, жизни, общества). — Волгоград: Учитель, 2012.

2. Ильин И.В., Урсул А.Д. Глобальные исследования и эволюционный подход. — М.: Изд-во Московского университета, 2013.

3. Ильин И.В., Урсул А.Д. Глобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика // Вестник Московского университета. Серия XXVII: Глобалистика и геополитика. — 2011. — № 1.

4. Ильин И.В., Урсул А.Д. Эволюционная глобалистика (концепция эволюции глобальных процессов). — М.: Изд-во Московского университета, 2009.

5. Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобалистика и глобальные исследования. Глобальная революция в науке. — Саарбрюкен: Диктус, 2014.

6. Марфенин Н.Н. О научных основах образования для устойчивого развития // О необходимых чертах цивилизации будущего / Под ред. А.Т. Никитина, С.А. Степанова. — М.: МНЭПУ, 2008.

7. Обязательства учреждений высшего образования в отношении практики обеспечения устойчивости в связи с Конференцией Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию. — URL: www.uncsd2012. org/HEI.

8. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития. — М.: Информационный центр ООН, 2005. — URL: http://www.unece. org/env/esd.html.

9. Урсул А.Д. Образование для устойчивого развития: футуризация и инновационно-опережающие процессы // Открытое образование. — 2008. — № 2.

10. Урсул А.Д. Стратегия устойчивого развития: футуризация науки и образования // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2005. — № 3.

11. Урсул А.Д. Экологическая парадигма и перспективы образования // Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий. — М.: Канон+; Реабилитация, 2014.

12. Урсул А.Д., Демидов Ф.Д. Образование для устойчивого развития: научные основы. — М.: РАГС, 2004.

13. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Направления и особенности становления образования для устойчивого развития в России: к завершению декады ООН // Политика и общество. — 2014. — № 7.

14. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Образование в интересах устойчивого развития: первые результаты, проблемы и перспективы // Социодинамика. — 2015. — № 1.

Образование для устойчивого развития (ОУР) оказывается не только предпосылкой достижения устойчивого развития, но и приоритетным его средством, то есть можно сказать, что переход к новому курсу развития цивилизации начинается со становления образования в интересах устойчивого развития, принимающего глобальные масштабы. Следует согласиться с мнением, что ОУР представляет собой заказ дальновидных политиков, ориентирующихся в мегатрендах развития мирового сообщества [6, с. 298].

Экологический «мост» от модели неустойчивого развития к стратегии устойчивого развития не может сформироваться без экологического образования в его широком понимании. Причем следует согласиться с тем, что даже в модели неустойчивого развития экологическое образование должно иметь приоритетный статус, отражая растущую значимость экологической проблемы в выживании цивилизации и сохранении биосферы.

Для большинства исследователей ОУР совершенно очевидно, что основой нового типа образования является именно экологическое образование [12, с. 50–53]. В ходе исследований стало понятным, что экологическое образование в модели неустойчивого развития (то есть то, что оно представляет собой в настоящее время) и то, чем должно стать в модели устойчивого развития, — это разные виды образования в содержательнокачественном плане [11; 13].

Несмотря на то что экологическое образование является в определенном смысле инвариантом современного образования и его будущей системы (модели), адекватной УР, в этой последней оно приобретает некоторые черты, которые обусловлены этим новым типом цивилизационного развития. Между тем реально экологическое образование не приобрело такого статуса, и его развитие происходит, несмотря на отдельные успехи, по остаточному принципу. И эта ситуация будет мало изменяться до тех пор, пока не начнется переход к устойчивому развитию и в других сферах деятельности. Роль экологического образования станет усиливаться в общей системе образования по мере того как эта последняя будет превращаться в систему образования для устойчивого развития.

Для Цитирования:
Урсул Аркадий Дмитриевич, Урсул Татьяна Альбертовна, Мировое образование в перспективе перехода к устойчивому развитию. Ученый совет. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: