Образование для устойчивого развития (ОУР) оказывается не только предпосылкой достижения устойчивого развития, но и приоритетным его средством, то есть можно сказать, что переход к новому курсу развития цивилизации начинается со становления образования в интересах устойчивого развития, принимающего глобальные масштабы. Следует согласиться с мнением, что ОУР представляет собой заказ дальновидных политиков, ориентирующихся в мегатрендах развития мирового сообщества [6, с. 298].
Экологический «мост» от модели неустойчивого развития к стратегии устойчивого развития не может сформироваться без экологического образования в его широком понимании. Причем следует согласиться с тем, что даже в модели неустойчивого развития экологическое образование должно иметь приоритетный статус, отражая растущую значимость экологической проблемы в выживании цивилизации и сохранении биосферы.
Для большинства исследователей ОУР совершенно очевидно, что основой нового типа образования является именно экологическое образование [12, с. 50–53]. В ходе исследований стало понятным, что экологическое образование в модели неустойчивого развития (то есть то, что оно представляет собой в настоящее время) и то, чем должно стать в модели устойчивого развития, — это разные виды образования в содержательнокачественном плане [11; 13].
Несмотря на то что экологическое образование является в определенном смысле инвариантом современного образования и его будущей системы (модели), адекватной УР, в этой последней оно приобретает некоторые черты, которые обусловлены этим новым типом цивилизационного развития. Между тем реально экологическое образование не приобрело такого статуса, и его развитие происходит, несмотря на отдельные успехи, по остаточному принципу. И эта ситуация будет мало изменяться до тех пор, пока не начнется переход к устойчивому развитию и в других сферах деятельности. Роль экологического образования станет усиливаться в общей системе образования по мере того как эта последняя будет превращаться в систему образования для устойчивого развития.