Национальная безопасность тесно связана с духовно-нравственным состоянием общества, его образовательным потенциалом. Среди задач в Концепции национальной безопасности России, решение которых связано с улучшением духовно-нравственного климата в обществе, — сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма, гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Сохранение, распространение и развитие национальной культуры, бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотизма нашли отражение в Национальной доктрине образования. Заметим, что образованию в Российском государстве всегда уделялось большое внимание, особенно начиная с Петра I, когда оно стало государственным делом и продолжало таким оставаться на протяжении столетий. В своих дневниках А.С. Пушкин писал: «У нас правительство всегда впереди на поприще образованности и просвещения. Народ следует за ним всегда лениво, а иногда и неохотно». Большевики, пришедшие к власти, первым делом занялись ликвидацией неграмотности и созданием новой системы образования с учетом сложившихся традиций в этой сфере.
Как известно, образование включает в себя обучение и воспитание. Духовно-нравственное воспитание происходит в различных формах в учебное и внеучебное время. В процессе обучения не только формируются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, но и осуществляется духовно-нравственное становление и развитие личности. В Федеральных государственных образовательных стандартах последнего поколения обязательными дисциплинами для изучения являются «История», «Русский язык», «Философия», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности», которые являются важными, но не единственными направленными на личностное развитие. Выбор остальных дисциплин формируется по усмотрению учебного заведения. Отсутствие среди обязательных такой интегративной дисциплины, как «Культурология», обедняет формирование духовно-нравственной личности.