По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Информационное общество и особенности образования

Оганов Арнольд Арамович профессор кафедры эстетики ФГОУ ВПО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», доктор философских наук, профессор Россия, 119991, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, E-mail: istina.msu.ru

Автор показывает, что определяющим фактором, кардинально преобразующим образовательный процесс, является возросшая доступность востребуемой информации посредством компьютерных технологий. Ширится информационное поле, спектр концептуальных подходов, точек зрения, гипотез, оценок. Возможность заинтересованного самостоятельного отбора информации без какоголибо посредничества способствует вытеснению принудительных форм обучения, активизирует этот процесс в целом.

Повсеместное расширение, разветвление информационных каналов, их проникновение во все сферы жизнедеятельности человека существенно сказывается на интенсивности распространения знаний, их глобализации и демократизации. В результате уже сегодня ряд азиатских и африканских университетов не уступают по своему образовательному потенциалу университетам европейским и американским. Другим исключительно значимым последствием включенности образовательных институтов в инфосферу является качественная трансформация технологии обучения, эффективности присвоения знания. Есть все основания констатировать смену парадигм в образовательной системе, чем в первую очередь обусловливаются новые ценностные ориентации и тактико-методические перемены.

Роль обучающего (преподавателя) при этом не умаляется, но значительно возрастают требования к его профессиональной квалификации, которая становится более подконтрольной со стороны обучаемого. Сегодня не избежать методологического плюрализма, междисциплинарности, проблемности в подаче учебного материала. Приоритетными становятся эвристические методы, так называемые «мозговые атаки», оригинальные, парадоксальные суждения и толкования, казалось бы, самоочевидных истин. Все это тем более актуально, учитывая, что в наше время резко сокращается дистанция между собственно научными и образовательными институтами, заметно интенсифицируется процесс перетекания не только результатов, но и самих инновационных исследований, гипотетических прогнозов в образовательную систему.

Современное естественно-научное мировосприятие не может ограничиваться рационалистическим, механическим толкованием природы, характерным для классической науки и образования. Оно не является столь универсальным, как это казалось со времен эпохи Возрождения. Мы становимся свидетелями и участниками перехода от нормативного, регламентированного образования к открытому, не унифицированному. Увеличивается сегмент продуктивных элементов знания, вытесняющих до оптимальных пределов знания репродуктивные, как правило, заданные обязательной учебной программой и зачастую пассивно присваиваемые.

Для Цитирования:
Оганов Арнольд Арамович, Информационное общество и особенности образования. Ученый совет. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: