Повсеместное расширение, разветвление информационных каналов, их проникновение во все сферы жизнедеятельности человека существенно сказывается на интенсивности распространения знаний, их глобализации и демократизации. В результате уже сегодня ряд азиатских и африканских университетов не уступают по своему образовательному потенциалу университетам европейским и американским. Другим исключительно значимым последствием включенности образовательных институтов в инфосферу является качественная трансформация технологии обучения, эффективности присвоения знания. Есть все основания констатировать смену парадигм в образовательной системе, чем в первую очередь обусловливаются новые ценностные ориентации и тактико-методические перемены.
Роль обучающего (преподавателя) при этом не умаляется, но значительно возрастают требования к его профессиональной квалификации, которая становится более подконтрольной со стороны обучаемого. Сегодня не избежать методологического плюрализма, междисциплинарности, проблемности в подаче учебного материала. Приоритетными становятся эвристические методы, так называемые «мозговые атаки», оригинальные, парадоксальные суждения и толкования, казалось бы, самоочевидных истин. Все это тем более актуально, учитывая, что в наше время резко сокращается дистанция между собственно научными и образовательными институтами, заметно интенсифицируется процесс перетекания не только результатов, но и самих инновационных исследований, гипотетических прогнозов в образовательную систему.
Современное естественно-научное мировосприятие не может ограничиваться рационалистическим, механическим толкованием природы, характерным для классической науки и образования. Оно не является столь универсальным, как это казалось со времен эпохи Возрождения. Мы становимся свидетелями и участниками перехода от нормативного, регламентированного образования к открытому, не унифицированному. Увеличивается сегмент продуктивных элементов знания, вытесняющих до оптимальных пределов знания репродуктивные, как правило, заданные обязательной учебной программой и зачастую пассивно присваиваемые.