Тайна красоты искусства балета — в полном единении колдовской силы пластики и завораживающей поэзии музыки.
Айседора Дункан
Настоящему танцовщику необходимо не только уметь слушать музыку и проникаться ее содержанием, но и любить ее, понимать, чувствовать, увлекаться ею. Поэтому и преподаватель, и его ученики должны уделять в своих занятиях особое внимание развитию не только ритмического чувства, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. И уж конечно, отлично осознавать, что музыка — это искусство, в котором идеи, чувства и переживания выражаются ритмически и интонационно, что музыкальность — это способность восприятия музыки, тонкое понимание ее.
Балет — искусство музыкального театра. «Будучи связано с музыкой неразрывно и нераздельно, — пишет Б. Асафьев, — балетное искусство и является, по существу, выражением и выявлением вовне, то есть в пространстве, раскинутых и движущихся во времени форм, намечаемых раскрывающимся также во времени музыкальным содержанием. Следовательно, балет есть прежде всего реализация музыки или путь к зафиксированию в зрительных образах звуковых ощущений» [1].
В этом высказывании Б. Асафьева для нас важна мысль о том, что хореографическое искусство призвано раскрыть смысл и образный строй музыки, а педагог — знание музыкального наследия.
Крупнейший советский балетмейстер и педагог Р.В. Захаров в книге «Записки балетмейстера» писал об этом: «Выбор музыкальных отрывков для сопровождения ежедневных упражнений и специальных музыкальных композиций, задаваемых в классе, имеет огромное значение и не должен быть случайным. Между концертмейстером-аккомпаниатором и педагогом всегда должен существовать тесный контакт, полная договоренность относительно музыкального сопровождения занятий. Оно должно состоять из лучших образцов народной музыки, фрагментов русской и зарубежной классики, произведений советских композиторов» [3].
Опыт работы с учениками показывает: произведения с красивой, запоминающейся мелодией, с сочными, красноречивыми гармониями, эмоциональным, выразительным характером помогают выполнять танцевальный урок с максимальной отдачей. Поэтому я часто обращаю свое внимание к классическим балетным композиторам, таким как Л. Минкус, Л. Делиб, Ц. Пуни, С. Прокофьев и т.д. Эта музыка не только выразительна, но и очень удобна для танцевания. Особую художественную ценность для воспитания балетных артистов благодаря глубокому образному содержанию и драматической выразительности несет в себе музыка П. Чайковского и А. Глазунова.