По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Проблема идентичности в свете гуманитарной составляющей образования

Моисеева Нелли Алексеевна заведующая кафедрой философии и истории ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет», доктор философских наук, доцент Россия, 107139, г. Москва, Орликов переулок, д. 1/11, E-mail: moiseeva.nel@yandex.ru

Автор показывает, что современная политическая, финансово-экономическая и культурная глобализация человечества поставила народы многих стран мира перед проблемой деидентификации. Об этом еще в начале ХХI века писал американский исследователь С. Хантингтон. Научные дискуссии о последствиях кризиса национальнокультурной идентичности проходят на международных форумах разных уровней. Но наряду с национально-культурной идентичностью следует рассматривать и проблему планетарной идентичности, их в научных изысканиях часто исследуют как не зависящие друг от друга. В статье уделяется внимание образованию как институту формирования идентичности.

Литература:

1. Баграмов Э.А. Процессы глобализации в мире и гражданская и этническая идентичность в условиях общественных трансформаций в России // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки». — 2011. — № 2 (4).

2. Красин Ю.А. Запрос времени. Потребность в «гуманистическом прорыве» // Гуманизм ХХI века. Гуманитарное образование и гуманистическое просвещение. Научное издание. Материалы круглого стола. Москва, март 2012 г. — М., 2013.

3. Моисеева Н.А. Гуманитарный и технологический подходы к формированию личности // Вестник РГАЗУ. Научный журнал. — 2013. — № 15 (20).

4. Попов М.Е. Надэтническая идентичность: опыт формирования гражданского общества и российская полиэтническая специфика. — Российская ассоциация политической науки. Алтайское отделение. — URL: www. rapn.ru; http://ashpi.asu.ru/rapn/reports06/ppv.html.

5. Путин высказался в поддержку расширения гуманитарного школьного образования. — URL: http://goldenkeys.3dn.ru/news/putin_vyskazalsja_v_ podderzhku_rasshirenija_gumanitarnogo_shkolnogo_obrazovanija/.

6. Санкин Л.А., Викторенкова С.В. Духовно-нравственное воспитание студентов // Педагогика. Научно-теоретический журнал Российской академии образования. — 2008. — № 10.

Известно, что культуры народов являются гранями общецивилизационного развития. Поэтому американская, российская, французская и другие национальные идентичности — это составные части, определяющие качество и меру идентификации себя с единой планетарной цивилизацией. Хотя мы давно уже живем в эпоху все возрастающих масштабов глобального развития: Интернет, Голливуд, «Гарри Поттер», айпады, айфоны, ноутбуки, банкоматы, — и на первый взгляд кажется, что понятия «деидентификация», «дегуманизация» в планетарном масштабе не имеют смысла. Но в ХХ веке В.И. Вернадский уже рассматривал все проблемы с планетарной точки зрения и предвещал формирование «ноосферы». Очевидно, взаимосвязь национально-культурной и планетарной идентичности имеет глубинный смысл, поскольку культурное многообразие способствует взаимообмену и устойчивости. Поэтому от совершенства социокультурной коммуникации между локальными цивилизациями будет зависеть и уровень общепланетарной идентичности и совместного цивилизационного развития. В противном случае технически развитому человечеству грозит скатывание на уровень «зоосферный», чему уже есть подтверждающие примеры в нашей сегодняшней реальности.

Национально-культурная идентичность представляет собой сложный социокультурный и психологический феномен, содержание которого включает: осознание индивидом общности со своим народом как национально-культурным образованием; глубинное эмоциональное переживание этой общности; индивидуальную и коллективную культурную практику. Это говорит о том, что национально-культурная идентичность есть потребность в укорененности и принадлежности к своему народу, небезразличное отношение как гражданина своей страны к ее развитию, ее культуре. Следует помнить, что для России идентичность не может ограничиться рамками национально-этнических границ, поскольку в стране исторически сосуществовало более 180 народов. Идентичность России надэтническая, которая, с одной стороны, синтезирует социокультурную идентичность всех этносов на принципах согражданства, с другой — «структурирует посредством геополитики общенациональную идентичность в мировое сообщество» [4].

Для Цитирования:
Моисеева Нелли Алексеевна, Проблема идентичности в свете гуманитарной составляющей образования. Ученый совет. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: