По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.4

Экспорт образовательных услуг как элемент культурной экспансии

Деменчук Павел Юрьевич ассистент кафедры философии ФГБОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» Россия, 690091, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, д. 8, E-mail: ryzpminc@mail.ru

Статья раскрывает проблему экспорта образовательных услуг как нового измерения культурной экспансии. Автор полагает, что развитие транснационального образования способно привести к ряду новых вызовов, в том числе к опасности утраты национального суверенитета государств. Целью работы является выявление концептуальных оснований возможного преодоления негативных воздействий данного процесса.

Литература:

1. Альтбах Ф.Дж. Массовые открытые онлайн-курсы как проявление неоколониализма: кто контролирует знания // Международное высшее образование. — 2014. — № 75.

2. Деменчук П.Ю. Университет как транснациональная корпорация: социально-политические вызовы глобализации // Высшее образование сегодня. — 2014. — № 6.

3. Chen P.-Y. University's Transnational Expansion: Its Meaning, Rationales and Implications // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2015. — Vol. 171.

4. Gallagher S., Garrett G. From university exports to the multinational university: The internationalization of higher education in Australia and the United States. — New Jersey, 2012.

Современные тенденции глобализации образования актуализируют новые аспекты социокультурного измерения транснациональной образовательной деятельности, в том числе в контексте культурного, политического и экономического влияния. Прежде всего это проблема усиливающегося неравенства образовательного потенциала государств, их разделения на экспортеров и импортеров образовательных услуг, ведущего к установлению нового типа зависимости развивающихся стран.

На сегодняшний день к наиболее влиятельным экспортерам образовательных услуг относятся такие страны, как США, Великобритания и Австралия [4, с. 13], университеты которых не только привлекают значительное число иностранных студентов, но и развивают новые средства экспорта образовательных услуг в другие государства. Можно выделить два основных направления подобной деятельности. Во-первых, это новые типы создания дочерних структур, а также способы осуществления совместных программ. Во-вторых, это различные формы дистанционного обучения, позволяющие с помощью онлайн-технологий не только легко масштабировать число возможных потребителей, но и нивелировать значение географических и политических границ.

Транснациональное образование активно развивается на протяжении последних нескольких десятилетий, однако сегодня оно, по мнению ряда исследователей, преодолевает новый качественный этап, становясь важным направлением деятельности для университетов всего мира [3, с. 1426].

Помимо увеличения объема экспорта образовательных услуг, происходит институциональная трансформация институтов образования, ведущая к становлению модели транснациональных университетов [4]. Приоритетной целью подобных институтов является экспансия в образовательное пространство других государств [2, с. 5], максимальную эффективность которой призваны обеспечить соответствующая идеология самополагания и институциональные принципы внутренней организации.

Результатом данных тенденций глобализации становятся увеличение образовательного и научного капитала ведущих западных стран, расширение возможностей их будущего развития. Помимо экономического аспекта, который уже стал предметом широкого спектра научных исследований и дискуссий, это затрагивает более фундаментальные вопросы жизнедеятельности общества. Международная конкуренция в пространстве единого рынка образовательных услуг является не только соперничеством университетов, но и областью противопоставления различных культур.

Для Цитирования:
Деменчук Павел Юрьевич, Экспорт образовательных услуг как элемент культурной экспансии. Ученый совет. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: