Современные тенденции глобализации образования актуализируют новые аспекты социокультурного измерения транснациональной образовательной деятельности, в том числе в контексте культурного, политического и экономического влияния. Прежде всего это проблема усиливающегося неравенства образовательного потенциала государств, их разделения на экспортеров и импортеров образовательных услуг, ведущего к установлению нового типа зависимости развивающихся стран.
На сегодняшний день к наиболее влиятельным экспортерам образовательных услуг относятся такие страны, как США, Великобритания и Австралия [4, с. 13], университеты которых не только привлекают значительное число иностранных студентов, но и развивают новые средства экспорта образовательных услуг в другие государства. Можно выделить два основных направления подобной деятельности. Во-первых, это новые типы создания дочерних структур, а также способы осуществления совместных программ. Во-вторых, это различные формы дистанционного обучения, позволяющие с помощью онлайн-технологий не только легко масштабировать число возможных потребителей, но и нивелировать значение географических и политических границ.
Транснациональное образование активно развивается на протяжении последних нескольких десятилетий, однако сегодня оно, по мнению ряда исследователей, преодолевает новый качественный этап, становясь важным направлением деятельности для университетов всего мира [3, с. 1426].
Помимо увеличения объема экспорта образовательных услуг, происходит институциональная трансформация институтов образования, ведущая к становлению модели транснациональных университетов [4]. Приоритетной целью подобных институтов является экспансия в образовательное пространство других государств [2, с. 5], максимальную эффективность которой призваны обеспечить соответствующая идеология самополагания и институциональные принципы внутренней организации.
Результатом данных тенденций глобализации становятся увеличение образовательного и научного капитала ведущих западных стран, расширение возможностей их будущего развития. Помимо экономического аспекта, который уже стал предметом широкого спектра научных исследований и дискуссий, это затрагивает более фундаментальные вопросы жизнедеятельности общества. Международная конкуренция в пространстве единого рынка образовательных услуг является не только соперничеством университетов, но и областью противопоставления различных культур.