По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Корпоративная культура высших учебных заведений: основные направления исследования

Вайчук Михаил Сергеевич магистрант кафедры ОТВПО Института социально-гуманитарных технологий ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» Россия, 634050, г. Томск, просп. Ленина, д. 30, E-mail: VaychukMS@gmail.com

В статье рассматриваются конкретные методики проведения исследований корпоративной культуры вуза. Автор показывает, что на сегодняшний день основное внимание ученых, занимающихся изучением данного феномена, привлечено к формированию методологий в производственных и финансовых компаниях, тогда как проблемы корпоративной культуры организаций образовательного типа — школ, колледжей, лицеев, вузов — зачастую остаются вне рамок внедрения результатов актуальных изысканий.

Литература:

1. Пушных В.А. Роль корпоративной культуры в управлении изменениями организации // Инженерное образование: электронный научный журнал / Ассоциация инженерного образования России (АИОР). — 2004. — № 2.

2. Пушных В.А. Управление изменениями. Рабочая тетрадь. — Томск: Изд-во ТПУ, 2013.

Успех вуза, как и любой современной компании иного профиля, во многом зависит от уровня и направления развития его корпоративной культуры. Возможно, именно поэтому исследования организаций, а также работы в этом направлении из года в год завоевывают все бóльшую популярность, в том числе и в сфере образования, для которой данная проблема формирования внутренней среды является не менее актуальной, чем для бизнеса. Этому способствуют широкая применимость и междисциплинарность тематики, приковывающая к себе внимание представителей различных наук: философии, экономики, менеджмента, социологии, психологии и др.

В частности, вуз как корпоративная организация, обладающая своей спецификой, до сих пор является слабо проработанным объектом, методики диагностики которого не отличаются оригинальностью в сравнении с методологией изучения организаций прочих типов. При этом возникает дополнительный вопрос о применимости западных теорий и методик университетского менеджмента в России ввиду наличия существенных отличий в условиях функционирования образовательной системы, а также разницы культурного восприятия, способов сбора информации.

Для ответа на эти вопросы было проведено прослеживание динамики публикационной деятельности в данном направлении с целью определения ее актуальности и возможного потенциала. Основанием выступил проведенный поиск статей, посвященных постигаемой тематике, результаты которого представлены на рис. 1.

Поиск проводился при помощи индексации сервисов учета публикаций, в который включались термины «корпоративная культура», «организационная культура», а также их вариации. И действительно, проработка вопроса показала ожидаемую динамику развития. Если в начале 2000-х годов работ, относимых к прорабатываемому направлению, было лишь несколько десятков, а относимых к образованию и вовсе единицы, постепенно тематика развивалась, находя новых приверженцев направления.

Дополнительно была проанализирована частота использования терминологии «организационная культура» и «корпоративная культура» и их трансформаций. Оказалось, что, несмотря на синонимичность исходного представления значений, «организационная культура» до сих пор пользуется большей признанностью, несмотря на постепенное сбавление опережающего темпа.

Для Цитирования:
Вайчук Михаил Сергеевич, Корпоративная культура высших учебных заведений: основные направления исследования. Ученый совет. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: