Успех вуза, как и любой современной компании иного профиля, во многом зависит от уровня и направления развития его корпоративной культуры. Возможно, именно поэтому исследования организаций, а также работы в этом направлении из года в год завоевывают все бóльшую популярность, в том числе и в сфере образования, для которой данная проблема формирования внутренней среды является не менее актуальной, чем для бизнеса. Этому способствуют широкая применимость и междисциплинарность тематики, приковывающая к себе внимание представителей различных наук: философии, экономики, менеджмента, социологии, психологии и др.
В частности, вуз как корпоративная организация, обладающая своей спецификой, до сих пор является слабо проработанным объектом, методики диагностики которого не отличаются оригинальностью в сравнении с методологией изучения организаций прочих типов. При этом возникает дополнительный вопрос о применимости западных теорий и методик университетского менеджмента в России ввиду наличия существенных отличий в условиях функционирования образовательной системы, а также разницы культурного восприятия, способов сбора информации.
Для ответа на эти вопросы было проведено прослеживание динамики публикационной деятельности в данном направлении с целью определения ее актуальности и возможного потенциала. Основанием выступил проведенный поиск статей, посвященных постигаемой тематике, результаты которого представлены на рис. 1.
Поиск проводился при помощи индексации сервисов учета публикаций, в который включались термины «корпоративная культура», «организационная культура», а также их вариации. И действительно, проработка вопроса показала ожидаемую динамику развития. Если в начале 2000-х годов работ, относимых к прорабатываемому направлению, было лишь несколько десятков, а относимых к образованию и вовсе единицы, постепенно тематика развивалась, находя новых приверженцев направления.
Дополнительно была проанализирована частота использования терминологии «организационная культура» и «корпоративная культура» и их трансформаций. Оказалось, что, несмотря на синонимичность исходного представления значений, «организационная культура» до сих пор пользуется большей признанностью, несмотря на постепенное сбавление опережающего темпа.