Межмузейное сотрудничество является одним из важных направлений деятельности музеев. Обмен опытом, идеями и информацией о потребностях друг друга крайне важен для того, чтобы реализовывать совместные проекты на более масштабном уровне, связывая огромные территории России в единое пространство смыслов и ценностей. Формированию межмузейных творческих союзов и повышению профессиональных компетенций служат музейные школы, форумы, стратегические сессии, различные профессиональные конкурсы и премии. Чтобы профессиональное партнерство продолжало укрепляться и приносить все более ощутимые результаты, очень важна поддержка инициатив и развитие межмузейных союзов на самом высоком уровне.
Ассоциация «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии» (АДИТ) — это открытое объединение профессионалов, которые работают в отраслях, связанных с информатизацией сферы культуры. Создана по инициативе Льва Яковлевича Ноля, Александра Викторовича Дремайлова и Дмитрия Георгиевича Перцева в 1996 году, сейчас АДИТ насчитывает более 100 индивидуальных и корпоративных членов. Ассоциация существует 28 лет, за это время выработался опыт эффективной коммуникации, мы научились говорить на одном языке и понимать друг друга. Суть АДИТ в распространении знаний и укреплении взаимодействия между специалистами музеев нашей страны.
Клуб главных хранителей и специалистов по учету музейных предметов — место встречи людей с едиными интересами, говорящими на одном языке, связанными идеей решения общих вопросов и проблем. Задачи по сохранению и учету культурных ценностей в свете изменения музейного законодательства, необходимости автоматизации всех процессов музейного учета и освоения новых технологий требуют вовлечения всего музейного сообщества. Ежегодные встречи на Клубе главных хранителей и специалистов по учету музейных предметов — это не только школа и обмен опытом, но и помощь друга в бурном море проблем по сохранению культурного наследия страны.
Проект «Школа Школ» был инициирован Николаем и Татьяной Селивановыми, руководителями «Мастерской художественного проектирования», в 2015 году и впервые осуществлялась при поддержке Северстали во время проведения конференции АДИТ-2015 в Вологде. Музейно-образовательный проект «Школа школ» основывается на триаде «Школа — музей — IT», то есть соединяет музеи с образовательными учреждениями и с новыми технологиями. Основной задачей проекта является разработка методики описания, изучения и творческой интерпретации подростками подлинного музейного предмета.
Статья посвящается вопросам работы музеев со своей целевой аудиторией с применением как программно-аппаратных средств, заложенных в билетную систему, так и с применением сопутствующих систем и сервисов. Учитывая, что основным трендом во взаимодействии с посетителями музеев последних лет является онлайн-активность, особое внимание будет уделено продажам билетов и услуг через Интернет, коммерциализации онлайн-проектов музеев, формированию базы данных ЦА и созданию программ лояльности, способных заинтересовать и удержать существующую аудиторию, а также привлечь новую.
В год празднования 150-летнего юбилея Политехнический музей подготовил рекламную и PR-кампанию для информационной поддержки коммеморативных мероприятий музея. В цифровой среде для поддержки кампании в сентябре 2022 года был запущен веб-сайт спецпроекта «Политехнического музея 150 лет» https://150.polymus.ru. Менеджер проекта Политехнического музея Аделя Каюмова и директор интернет-агентства “Инфоспайс”, разработчик сайта, обсудили, какая подготовка в музее предшествовала разработки сайты.
Открытие Крымской музеологической школы «Museum Studio» состоялось 27 мая 2016 г. в Коктебеле. Большое значение при организации имела история российского музейного дела, тесно связанная с организацией в Крыму первых общедоступных музеев, а также с центром культуры нач. XX в. — Домом М.А. Волошина. Базой для музеологических направлений работы Школы послужила деятельность Российского института культурологии. Основываясь на традициях отечественного музееведения, Школа функционирует как образовательная, просветительская и дискуссионная площадка для проведения ежегодных мероприятий для отечественных музейных специалистов, с участием ведущих экспертов из России и зарубежных стран.
Анопова работает в технике мозаики, настенной живописи, рисунка, офорта, масляной живописи, графики, витражей. Является автором великолепных мозаичных работ для офисных, досуговых и промышленных зданий в Санкт-Петербурге (Россия), Лиепае (Латвия), Бобруйске (Белоруссия). Её первые монументальные произведения было созданы еще в студенчестве, более шестидесяти лет назад. Валентина Акимовна неоднократно удостаивалась государственных наград, была лауреатом и дипломантом множества фестивалей, выставок, конкурсов. Творческое наследие художницы включает в себя тысячи произведений, выполненных в различных техниках и хранящихся в частных и государственных коллекциях ряда стран, в ведущих мировых музеях.
Работа с запахами в области наследия таит массу парадоксов: мы чаще всего не видим запах, не можем проследить его траекторию в воздухе, оно неуловимо, но при контакте с реципиентом рождает яркие, тактильно ощутимые образы в сознании и тем самым материализуется. И хотя запах сам по себе нематериален, часто он хранится в материальной оболочке (и именно эти оболочки — флаконы и пудреницы — обычно становятся объектом экспонирования в музее). Из этого вытекает вопрос: можно ли считать сенсорное наследие только нематериальным, если оно включает в себя и материальные элементы? Почему запахи так эффективны в качестве проводников воспоминаний, как их сохранить и можно ли достоверно воспроизвести в будущем?
Сколько российских колоколов дошло до наших дней? Неизвестно. Такие подсчеты сделать непросто, поскольку сохранившиеся колокола рассеяны по церквям, коллекциям, оркестрам, словом, по всей России. Значит, в отечественной кампанологии должно отвести важное место выявлению и описанию колоколов — историко-органологическому аспекту. Разработке данного аспекта и посвящена эта статья.
С 23 по 27 апреля в Музейном центре «Площадь Мира» пройдет лаборатория, которая объединит сотрудников музеев, художников и кураторов со всей России для проектирования инсталляций XVI Красноярской музейной биеннале «Принцип надежды». XVI Красноярская музейная биеннале трактуется нами как эксперимент по размыканию границ и высвобождению смысловой энергии вещей, историй и мест — в перспективе «верности событиям» предвидений, порывов и прорывов ХХ века. «Принцип надежды», пронизывающий утопические стремления творческих гениев модернизма, выносится нами как содержательный ориентир стратегической рефлексии и проектирования.
В 2024 году начался демонтаж Саратовского железнодорожного вокзала, которому в 2026 году исполняется 155 лет. Во время демонтажа здания были обнаружены уникальные росписи Юрия Валькова «Наши великие земляки», которые рассказывают об истории Саратовского края, с момента основания города князем Григорием Засекиным и стрелецким головой Федором Туровым в 1590 году, до момента приземления на Саратовском поле первого космонавта планеты Земля — Юрия Гагарина. Волонтерский проект по спасению росписей Юрия Валькова проявил огромный запрос в обществе на историческую память, люди готовы вкладывать в это все свои силы. Опыт по сохранению росписей «Наши великие земляки» показал, что любые вопросы решаемы, если их решать.
Балаш А. Н. [монография] / М-во культуры Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. ин-т культуры. — Санкт-Петербург: СПбГИК, 2022. — 159 с. : ил. — ISBN 978-5-94708-339-2. — 500 экз.