По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Ольфакторное наследие: как и зачем хранить запахи прошлого?

Донина Д. исследовательница ольфакторного наследия, куратор и редактор

Работа с запахами в области наследия таит массу парадоксов: мы чаще всего не видим запах, не можем проследить его траекторию в воздухе, оно неуловимо, но при контакте с реципиентом рождает яркие, тактильно ощутимые образы в сознании и тем самым материализуется. И хотя запах сам по себе нематериален, часто он хранится в материальной оболочке (и именно эти оболочки — флаконы и пудреницы — обычно становятся объектом экспонирования в музее). Из этого вытекает вопрос: можно ли считать сенсорное наследие только нематериальным, если оно включает в себя и материальные элементы? Почему запахи так эффективны в качестве проводников воспоминаний, как их сохранить и можно ли достоверно воспроизвести в будущем?

Наследие — это практика переживания истории, «культурное производство в настоящем времени, которое обращается к прошлому». Появление в международном академическом дискурсе термина «ольфакторное наследие» связывают с растущим интересом к запахам прошлого и к тому, как они могли бы быть восприняты в настоящем. Не последнюю роль в повышении интереса к этой сфере сыграла пандемия COVID-19, ведь одним из симптомов стала потеря обоняния. Ранее в контексте наследия мир запахов рассматривался редко, об этом писали в других терминах — ольфакторный (иначе говоря, обонятельный) опыт, ольфакторный код, ольфакторный пейзаж, ольфакторий и т.п.

В работе с культурным наследием можно столкнуться с теми же вызовами, что и в работе с запахами — и то, и другое иллюзорно, воображаемо, субъективно, эфемерно, неуловимо, как ускользающий аромат. Запах как и любая другая форма наследия материализуется лишь в мозгу реципиента. Мы полагаем, что взгляд на запахи через призму наследия может подарить хорошо знакомым историям новые интерпретации, а музейщикам и кураторам дать новые инструменты.

Доказано, что сенсорный, тактильный, обонятельный опыт соприкосновения с объектами экспозиции положительно сказывается на восприятии посетителей музея и способствует запоминанию. Это связано с тем, что в осмысление запахов включены отделы лимбической системы мозга, отвечающие за память и эмоции. Вызывая в воображении посетителей культурных мероприятий яркие впечатления, мы можем создавать иммерсивный опыт не просто как аттракцион, но и как сильное средство воздействия, физического, телесного контакта с прошлым. Исторические запахи в нашем понимании — это не только парфюмы, вышедшие из моды или запахи исчезнувших профессий, но и любые запахи, вызывающие ассоциации с воображаемым прошлым.

Сегодня мы наблюдаем рост интереса к работе с запахами в музеях и других культурных институциях. Музейные кураторы вместе с парфюмерами сочиняют ароматические композиции к произведениям искусства, которые представлены на выставке, краеведы ищут в запахах локальную идентичность, маркетологи делают ставку на продажу душистых сувениров. Но и с ними не все так просто, ведь это не просто запахи, они должны служить ключом к каким-то воспоминаниям, важным для общества и конкретного человека в частности — аромат кипящего варенья на дачной кухне, запах скошенной травы, шлейф креозота в тоннеле метро и так далее.

Для Цитирования:
Донина Д., Ольфакторное наследие: как и зачем хранить запахи прошлого?. Музей. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: