Выход в свет монографии «Неформальная музеология: Музейные практики в современной культуре», доктора культурологи, профессора кафедры музеологии и культурного наследия Александры Николаевны Балаш — это большое событие для науки, находящейся в стадии становления и утверждения своих границ.
В условиях сложившейся неопределенности, терминологической неоформленности и даже факультативности таких новых гуманитарных дисциплин, как визуальная семиотика, культурная антропология, неклассическая эстетика А.Н. Балаш обозначает область своего исследования как «неформальная музеология» по отношению к классической музеологии. Уточняя его гибридный характер, заключающийся в желании представить новейшие тренды в междисциплинарном поле современного гуманитарного дискурса, автор основывается на музейных исследованиях и практиках конца XX – первых десятилетий XXI в.
Тщательно подобранные примеры музейных практик, не ограниченны кругом художественных музеев как наиболее активно внедряющих перформативные, иммерсивные и патисипаторные проекты, а раскрываются с опорой на инновационные достижения музеев памяти, посвященных диссонантному наследию, экомузеев, естественно-научных, этнографических, литературных музеев, тем самым доказывая эмансипацию музеологии, преодолевающую в своем развитии профилизацию, которая позволяла трактовать ее как вспомогательную дисциплину по отношению к профильной науке (истории, этнографии, искусствоведению, литературоведению и др.).
Разнообразие форм камерных музейных локаций и экспериментальных площадок автор подтверждает примерами простых по средствам исполнения, но оригинальных и «неформатных» по смыслу проектов, которые убедительно подкрепляют позиции неформальной музеологии: интерактивная выставка «Ты один из моих двойников» к 130-летию А. Ахматовой (2019); «Сырое и приготовленное», выставка в формате арт-интервенции в Российском этнографическом музее (2021–2022); выставка-погружение «Аникушин/Чехов» в мемориальной мастерской М.К. Аникушина (2021–2022); кураторский выставочный проект «Город-приближение-человек» благотворительной организации «Ночлежка» (2022); выставка-инсталляция «Иосиф Бродский. «Сохрани мою тень»» в саду Шереметевского дворца, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (2020); «Эрика берет четыре копии», Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (2022) и др.