Если рассматривать музей не только как сокровищницу, где хранятся и изучаются имеющие культурно-историческую ценность предметы, но и как объект, выполняющий социальные функции, нельзя обойти вниманием вопрос коммуникаций с посетителями. В условиях конкуренции за внимание аудитории, важно иметь инструменты для того, чтобы понять свою Целевую аудиторию, изучить ее интересы и предпочтения и, в итоге, побудить взаимодействовать с музеем.
Главными трендами последних пяти лет, исходя из собственного опыта, мы можем назвать:
• ориентированность на клиента,
• привлечение молодой аудитории,
• выстраивание онлайн коммуникаций.
Через изучение различных сегментов Целевой аудитории, анализ их активности, формирование образовательных и досуговых программ на основании предпочтений посетителей. Посредством использования современных средств коммуникации как в музейном пространстве, так и вне его. Создавая условия для повышения вовлеченности Целевой аудитории в жизнь музея — программы лояльности, бонусы, промокоды, партнерства и коллаборации с различными поставщиками товаров и услуг.
Очевидно, что самый простой и удобный способ достичь взаимопонимания со своими посетителями — работать с аудиторией напрямую, используя ресурсы автоматизированных билетных систем и сопутствующих сервисов.
Автоматизация обслуживания посетителей в музеях началась еще в конце 90-х годов. Однако достаточно долгое время многим казалось, что цифровизация — это удел крупных музейных комплексов, ориентированных не только на внутренние потребности, но и на внешний рынок. И если постепенно автоматизированные билетные системы заменяли ручные продажи на кассах, то такой канал продаж как интернет оставался почти невостребованным.
Пересмотреть подобный подход заставила необходимость. Когда в 2020 году началась пандемия и, как следствие, потребовалось введение мер социального дистанцирования, оказалось, что интернет-продажи, автоматизированное управление потоками, регулирование пропускной способности музеев — это те инструменты, которые могут позволить музеям вновь принимать посетителей в условиях жестких ограничений.