Судьба колоколов, о которых пойдет речь, неразрывно связана с Заслуженным коллективом России, академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича и петербургским Музеем музыкальных инструментов (с 1984 г. входит в состав Музея театрального и музыкального искусства).
Напомним историю колоколов. В день тезоименитства Александра III — 30 августа 1882 г. — повелением Его Императорского Величества в С.-Петербурге был образован оркестр: «Придворный музыкантский хор»1. Его начальником был назначен полковник, барон Константин Карлович Штакельберг (1848-1925)2. Ровно через 15 лет хор переименовали в «Придворный оркестр»3. 3 марта 1917 г. оркестр объявил себя «бывшим Придворным» и «явочным порядком» стал «Государственным», а позднее — «Государственным симфоническим оркестром Петроградской (Ленинградской) филармонии4.
Благодаря усилиям К. К. Штакельберга, фонды Музея музыкальных инструментов стали формироваться в 1883 г. при Придворном музыкантском хоре. В 1900 г. вниманию петербуржцев была предложена его первая экспозиция. Отделившись от оркестра в 1921 г., Музей, впрочем, до 1932 г. оставался филармоническим5.
В 1901 г. (возможно ранее) Придворному оркестру понадобились колокола. К.К. Штакельберг едет в Гатчину к известному колокололитейному фабриканту А.С. Лаврову и оформляет заказ на отливку колоколов: «Прошу Вас изготовить для Придворного оркестра две хроматические октавы из колоколов от указанного мною на Вашем складе 6-фунтового6 колокола “до” 3-й октавы вниз (здесь и далее в документе тоны колоколов выписаны на нотном стане. В.К.) Прежде всего будут нужны колокола, соответствующие “ми” первой, “до” второй, “соль” первой, “ля” первой октавы (предполагая, что колокола звучат на октаву ниже, чем пишутся). Поэтому прошу Вас их доставить ранее других — как можно скорее. По исполнении всего заказа необходимо представить два счета, приблизительно по 1000 руб. каждый. (Подпись) Штакельберг»7.