Сегодня, возможно, как никогда ранее, очевидна необходимость в квалифицированных музейных кадрах, которые не только развивают практику музейного дела, но и поддерживают необходимую глубину теоретико-методологического музейного дискурса. Существенную поддержку такому развитию оказывают профессиональные школы, отличительными чертами которых является серьезное экспертное сопровождение и форматы работы, ориентированные на тесное взаимодействие и обмен методическими, теоретическими и практическими наработками музейных специалистов.
27 мая 2016 г. в Коктебеле была открыта первая в новейшей истории России музейная школа такого типа — Крымская музеологическая школа «Museum studio», и это событие стало важным для всего отечественного музейного дела и профессионального сообщества.
Научно-образовательная и дискуссионная площадка для музейных специалистов возникла по инициативе экспертов исследовательской группы «Российская музейная энциклопедия» (Новый институт культурологии, Москва) и специалистов Историко-культурного, мемориального музея-заповедника «Киммерия М.А. Волошина» (Республика Крым). В основание концепции проекта Школы организаторы положили ориентацию на лучшие традиции истории и теории отечественного музейного дела. Поэтому столь значима крымская составляющая проекта, поскольку история российских музеев тесно связана с открытием и изучением археологических памятников полуострова и созданием здесь первой сети провинциальных общедоступных музеев России. Именно в Крыму и на прилегающих к нему территориях юга России в 1810–1830-е гг. на государственные средства были открыты исторические музеи в Николаеве, Феодосии, Симферополе, Одессе, Керчи, Никитский Ботанический сад под Ялтой. Спустя почти столетие, в начале XX в., в восточной части Крымского полуострова художник и поэт Максимилиан Волошин обдумывал, как лучше организовать систему образования и творческие организации молодого государства. Особое значение для Школы имеет идея Волошина о создании Экспериментальной научно-художественной студии в Коктебеле, задачи которой виделись автору в том, чтобы «через эту пропасть между ученым и живописцем… перебросить мост… Путь: чтение лекций учеными и теоретиками искусства.., опубликование трудов „Студии“...»1 Идеи, положенные в основание Школы (и основная из них — стремление «перебросить мост» между теорией и практикой музейного дела), явно перекликаются с направлениями работы волошинской Студии.