По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Сохранить! Нельзя уничтожить. Судьба росписей Юрия Валькова в Саратове

Хорюкова-Беляева Л.В. архитектор, член Градозащитного Совета при Саратовской областной думе, член Союза Архитекторов России, член Союза Саратовских Архитекторов

В 2024 году начался демонтаж Саратовского железнодорожного вокзала, которому в 2026 году исполняется 155 лет. Во время демонтажа здания были обнаружены уникальные росписи Юрия Валькова «Наши великие земляки», которые рассказывают об истории Саратовского края, с момента основания города князем Григорием Засекиным и стрелецким головой Федором Туровым в 1590 году, до момента приземления на Саратовском поле первого космонавта планеты Земля — Юрия Гагарина. Волонтерский проект по спасению росписей Юрия Валькова проявил огромный запрос в обществе на историческую память, люди готовы вкладывать в это все свои силы. Опыт по сохранению росписей «Наши великие земляки» показал, что любые вопросы решаемы, если их решать.

В конце 2024 года жители и гости города простились со старым железнодорожным вокзалом. Здание и прилегающая площадь давно не отвечали современным требованиям. В 2026 году в Саратове должен появиться новый вокзал. Однако история старого вокзала богата на интересные события, и даже его снос запомнится горожанам надолго.

Саратовский железнодорожный вокзал строился в три этапа. Первое здание было построено в 1871 году по типовому проекту вокзалов того времени. Но уже в 1899 году потребовалась реконструкция здания. Автором проекта стал главный архитектор Рязано — Уральской железной дороги Петр Зыбин. Здание вокзала увеличили боковыми пристройками, в них разместились залы ожидания и ресторан. Ресторан был признан одним из лучших в городе, в нем играл оркестр и подавались фирменные блюда. На фасаде появился дополнительный декор в виде башенок с флюгерами и часы. Это здание просуществовало более семидесяти лет, украшало собой город, приветливо встречая и провожая пассажиров. За что и было любимо горожанами. Но, пассажиропоток увеличивался, требовалась новая реконструкция. Современный фасад из стекла и бетона, а также дополнительный объем, вокзал получил в 1977 году. Получилось так, что здание вокзала, до последнего времени, состояло из трех соединенных между собой частей разных лет постройки. Удивительно, но все конструкции «дружили» между собой, не смотря на разность в материалах и технических решениях. Здание периодически ремонтировали, покрывая его историю плотным слоем новых материалов.

Начиная с 2000-х годов рассматривался вопрос о новой реконструкции. Было сделано несколько проектов, но все они были «забракованы». И в 2017 году железнодорожное ведомство подготовило свой проект, но и он уже претерпел несколько изменений. В итоге, в проекте нового вокзала мы увидели здание, отвечающее всем современным требованиям, но с максимально приближенным к историческому, авторства Петра Зыбина, фасадом, который с любовью вспоминают жители города. Та же вытянутая структура здания, близкие пропорции и цветовое решение фасада. Не достает изящных боковых башенок с флюгерами, но горожане надеются, что башенки тоже появятся, свои пожелания проектировщикам они высказали.

Для Цитирования:
Хорюкова-Беляева Л.В., Сохранить! Нельзя уничтожить. Судьба росписей Юрия Валькова в Саратове. Музей. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: