В последние годы в российских музеях активно идет процесс смены поколений: уходят музейщики "старой формации", приходит долгожданная молодежь. Появляются новые музеи, молодые творческие коллективы которых часто отличаются от тех, которые сложились в музеях, созданных много лет назад. Музейное общество становится другим? А может быть, уже и нельзя говорить о существовании сообщества, которое обладает единством, авторитетом и влиянием? Это мы обсуждали с музейщиками со стажем и с молодыми специалистами, на чьи ответы в анкетах и будем ссылаться.
Ставя диагноз больному музейному сообществу, где главные признаки болезни характеризуются словами "расслоение" и "размежевание", автор статьи, признаный музейный эксперт и опытный проектировщик, всё же не оставляет надежды на "выздоровление".
В статье, написанной двадцать лет назад и опубликованной лишь в 2007 году, автор предпринял попытку создать групповой портрет тогдащнего музейного сообщества, изобразив на нем ученого, чиновника, ветерана, возмутителя спокойствия и руководителя музея. Остаетсчя ли Верным Этот эскиз? Изменилась ли ситуация за прошедшее десятилетие? Ответы за читателем.
Судя по нашему опросу, умение эффективно работать с молодежью, к сожалению, редкий дар среди музейщиков старшего возраста.
А.В. Аносовская, более 20 лет возглавляющая Мемориальный дом-музей Л.В. Собинова в Ярославле, по словам директора Ярославского музея-заповедника Н.В. Левицкой, этим даром обладает. Молодые коллеги очень ценят ее знания, интеллигентность и креативность, приглашая в рабочие группы по организации проектов, которые традиционно в музее-заповеднике готовит только молодежь.
Автор, соискатель PhD степени, Школа музейных исследований, Университет Лестера (Великобритания), делится опытом организации неформальных встреч с московскими и петербургскими коллегами в распространенном за рубежом формате #drinkingaboutmuseums для свободного общения на профессиональные темы.
Открытие в 2012 году в Омске на базе областного архива Центра изучения истории Гражданской войны стало ответом на давно назревшую необходимость системного и более глубокого исследования событий этого неоднозначного периода. Центр, объединяющий в себе функции научного учреждения, архива, музея и мемориала, выполняет также роль лаборатории по изучению общественного мнения. Автор статьи — главный архивист Центра, доцент кафедры "отечественная история" Омского Государственного технического университета, кандидат исторических наук.
Таково название проекта, который призван стать площадкой межмузейного диалога на примере репрезентации одного из самых сложных сюжетов отечественной и мировой истории ХХ века. В трех музеях — Красноярском краевом краеведческом, Свердловском областном краеведческом и Государственном музее политической истории России будут апробированы принципы ее работы.
В Центральном выставочном зале "Московский Манеж" состоялась выставка "Строители нового мира. Коминтерн. 1918-1924", главным экспонатом которой являлась картина Исаака Бродского "II Конгресс Коминтерна". В рамках ее финисажа прошел круглый стол "К 100-летию Великой российской революции. Коминтерн с человеческим лицом". Публикация выступлений некоторых из его участников, с вынужденными сокращениями текстов, даст представление о том, какую трактовку получают события 1917 года сегодня.
Российские музеи, стремящиеся к росту внебюджетных доходов, как правило, уже усвоили определенный набор современных маркетинговых техник. При этом музейщики всё еще относятся к ним по разному — кто-то верит в их результативность, кто-то искренне считает, что правила созданные для рынка, не будут работать в некоммерческой сфере. Наш опыт показывает: если маркетинговый инструментарий применять осознанно, можно получить вполне работающий результат.
Сегодня трудно представить нескончаемый поток путешественников, направляющихся в Вологодскую глубинку, - в город Тотьма, село Никольское и окрестности. Отдалены от железнодорожных магистралей и шоссейных трасс эти места, хотя их потенциал не вызывает сомнений. Среди начинаний, нацеленных на развитие этой местности, особого внимания заслуживает проект, инициированный Центром общественного просветительства "Бирюзовый дом", главными участниками которого стали Тотемское музейное объединение и Дом-музей Николая Рубцова.
Почти столетие прошло с тех пор, как в пожаре революции погибли священные для русской культуры усадьбы Михайловское, Тригорское и Петровское. О том, кому мы обязаны созданием Пушкинского заповедника и созданием в нем основ профессиональной музейной, просветительной и экскурсионной работы для сохранения памяти о поэте, читайте в этой статье.
Использование театральных методов стало привычной практикой российских музеев. Оно позволяет достичь яркого эмоционального воздействия на посетителей, привлечь их к "проживанию" той или иной музейной истории, "оживить" музейный предмет. Свои первые шаги в этом направлении делает музейно-театральная студия в Красноярском краевом краеведческом музее.
21 декабря 2017 года исполняется 150 лет со дня рождения ученого-краеведа Петра Саввича Михно (21 декабря 1867 - 4 ноября 1938) - одного из инициаторов создания Кяхтинского краеведческого музея им. академика В.А. Обручева и Читинского краеведческого музея. Большой архив, переданный в 2009 году его внучкой в Бурятский научный центр СО РАН, лишь недавно стал объектом исследования.
6-9 сентября в Санкт-Петербурге состоялась II Международная конференция "Построение устойчивого диалога", призванная укрепить сотрудничество российских и голландских музеев. Мероприятие было посвящено теме "Музеи и музейное общество: взгляд изнутри" и позволило специалистам двух стран поделиться опытом взаимодействия музеев с различными сообществами и методиками расширения их доступа к культурному наследию.