Среди обширного круга вопросов, связанных с развитием музейного дела, есть один, не только не затрагивавшийся в отечественных музееведческих работах, но и никогда не рассматривавшийся как достойный внимания. Это вопрос о субъективных факторах музейной деятельности, музейных коллективах, особенностях мировоззрения и психологического склада музейных работников. <…>
У музейного социума, особенно в отечественной модификации, есть своя история, и многие современные реальности находят объяснение в мощном внешнем воздействии, испытанном на предыдущих этапах его становления. Более того, почти каждый молодой специалист, приходящий в музей, как и вновь возникающий музейный коллектив, повторяет в онтогенезе путь филогенеза, пройденный сообществом в целом.
Мотивы поступления на работу в музей могут быть разными, но, если отбросить варианты «работа не пыльная», «надо же где-то работать», то главным среди них будет реализация собственных научных интересов. <…>
Конечно, в наши дни далеко не все поступающие на работу в музей ищут здесь возможностей для научной самореализации. Для многих начинающих работников музей ничем не отличается от других казенных учреждений, где продвижение по службе зависит от четкости выполнения соответствующих предписаний и должностных обязанностей. Но и они оказываются обманутыми в своих ожиданиях, ибо, несмотря на многолетние усилия нескольких поколений управленцев, музей остается очень несовершенным госучреждением. Процесс адаптации новоиспеченных музейных чиновников существенно отличается от врастания в музей их ученых коллег. Не испытывая сомнений и болезненного раздвоения личности, они делают все от них зависящее, чтобы внести элементы организованности в достаточно аморфную и «вязкую» музейную среду.
Легко усваивая формальную сторону музейной работы, «чиновники» воспроизводят ее со свойственной им дотошностью и скрупулезностью, стремясь не только сравняться с «научниками», но и опередить последних по отчетным показателям. Тиражируя примитивные методики и стереотипные решения, они, однако, многое делают для утверждения среднедоступного, удовлетворительного уровня музейной работы, и их усилия не остаются незамеченными. Являясь порой способными организаторами, «чиновники» быстро занимают руководящие должности, начинают заправлять делами и задавать тон. Но реально продвинуть работу вперед они не могут и, виртуозно воспроизводя одни и те же операции, направляют движение музея по замкнутому кругу. <…>