Выставка «Некто 1917», которая экспонируется в Новой Третьяковке на Крымском валу до 14 января 2018, безусловно, привлекает посетителя своим названием. Именно так Велимир Хлебников закончил свои вычисления о времени падения государств, опубликованные в 1912 году в сборнике «Пощечина общественному вкусу».
Кураторы выставки Ирина Вакар и Елена Воронович задались целью показать место искусства в переломную эпоху, как сами художники встретили 1917 год. В процессе работы, которая продолжалась около трех лет, кураторы смогли убедиться, как разнообразно реагировали на происходящее наиболее значительные представители культуры, когда искусство не испытывало давления как со стороны государства, так и рынка, когда старый «заказ» уже исчерпал себя, а новый еще не был сформулирован.
Сложную картину времени на выставке дополняет документальный материал. Война, демонстрации, сме няющиеся политические лидеры, неустроенный быт, очереди за хлебом — этот фон возникает на фотографиях, отражается в подлинных свидетельствах. И при этом посетитель может увидеть, что революционные события, фронтовые будни и тяжести повседневной жизни фиксировали отнюдь не все художники, многие уходили от реальности и злободневности, жили в своем измерении или думали о чем-то большем.
В разделе «Мифы о народе» экспонируются произведения художников, которых волновала «тай на народной души». В понимании М.В. Нестерова это народ-богоносец, а национальное возрождение возможно на путях укрепления христианской веры. З.Е. Серебрякова, К.С. Петров-Водкин идеализировали образ крестьянина, чей труд на земле является источником его нравственности и красоты.
Раздел «Прочь от этой реальности!» обозначает своеобразный художественный эскапизм: одни искали спасения в «чистом» искусстве, другие выполняли заказные работы, угождая вкусам покупателей. Популярность получили произведения фантастического и ретроспективного характера, эротические сюжеты. Так, в этом разделе представлена редко экспонирующаяся «Книга маркизы» — антология фривольных текстов XVIII века, собранная и проиллюстрированная К.А. Сомовым.