Итак, российский музей молодеет. Опрос показал, что молодежь, чей стаж не превышает 5 лет, составляет примерно 15% музейных коллективов, и еще 25–30% — это те, кто проработал в музее от 5 до 15 лет. В Ярославском музее-заповеднике молодежь составляет около 50%, и «все они очень любят свою работу и преданны своему делу: люди случайные уходят из музея в течение первых трех лет», — утверждает директор музея Н. Левицкая. Однако процесс «омоложения» происходит не везде. В большинстве университетских музеев молодежи практически нет, более 60% составляют сотрудники в возрасте от 60 до 90 лет (в Музее Казанского университета — 10 человек из 16). «Если Вы зададите аналогичный вопрос другим ведомственным музеям, — пишет С. Фролова, — ответ будет аналогичный, либо количество молодых сотрудников будет равно нулю».
Все же процесс обновления профессиональных коллективов, в которых еще 5–7 лет назад средний возраст был 55 лет, происходит. Его можно было бы назвать стабильным оздоровлением, если бы при этом были налажены механизмы передачи опыта и мастерства от старших к младшим, работали технологии наставничества. А что на самом деле?
Их сомнения вызывает прежде всего профессиональная подготовка молодых сотрудников. И это при том, что сейчас в музеи начинает приходить молодежь с дипломом музеологов (или музееведов). Но как свидетельствует А. Бунькова (Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводский Урал»), с понятиями экспозиция, музейный предмет, проектная деятельность эти сотрудники знакомы только в теории. С ней согласна С. Прасолова, представляющая Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, где в штате много выпускников музеологических кафедр петербургских вузов: «Для молодых характерно восторженное представление о работе в музее, но сейчас требуется творческое мышление и умение организовать проектную работу, а претендентов с такими способностями мало».
Претензии касаются не только профессиональной подготовки. Л. Черняева (Тольяттинский краеведческий музей) замечает, что для молодых сотрудников начало работы в музее — это зачастую «проверка человеческих навыков: коммуникабельности, гибкости, внятности личной и профессиональной позиции, умения выстраивать границы контакта, соблюдать субординацию», и не все проходят проверку. Возникающее «непонимание болезненно ощущается старшим поколением, привыкшим к самодисциплине и долгу, тогда как молодые часто такими качествами не блещут» (С. Прасолова). К тому же молодые коллеги «часто стремятся заработать вне музея (но используя его имя), и печально, что эта работа начинает превалировать» (О. Троицкая).