По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Потенциальная аудитория: где ее искать?

Татьяна Ткаченко Тольяттинский краеведческий музей

Российские музеи, стремящиеся к росту внебюджетных доходов, как правило, уже усвоили определенный набор современных маркетинговых техник. При этом музейщики всё еще относятся к ним по разному — кто-то верит в их результативность, кто-то искренне считает, что правила созданные для рынка, не будут работать в некоммерческой сфере. Наш опыт показывает: если маркетинговый инструментарий применять осознанно, можно получить вполне работающий результат.

Маркетинговые исследования аудитории повсеместно проводятся в музеях, хотя часто ошибочно называются социологическими. Они проводятся не для обогащения науки новым знанием, а для принятия управленческих решений: какую выставку запланировать в следующем году, какая цена является оптимальной для большинства посетителей, какие активности были бы наиболее востребованы и т.д.

Тольяттинский краеведческий музей регулярно проводит анкетирование своих посетителей. Исследования бывают как развернутые — длительные, преследующие несколько целей, с большим количеством вопросов, сопряженные с наблюдением за поведением посетителей, так и совсем небольшие, если нам нужно узнать только ответы на 1–2 вопроса (например, откуда посетители узнали о новой выставке или как они оценивают новый музейный сувенир). Периодически предпринимались и микроисследования вне музея (экспресс-опросы или интервью на выездных мероприятиях), которые показали, что в музей приходят далеко не все жители города. Некоторые даже не знали, что такой музей в городе есть. Так музей открыл для себя потенциальную аудиторию — совершенно конкретных людей, которые ни разу в музее не были (или были, когда учились в школе). Поэтому мы задались вопросом — почему наша потенциальная аудитория не становится реальной, и что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию.

Предварительно мы решили познакомиться с аналогичным опытом других музеев. Но опубликованных примеров исследования потенциальной музейной аудитории мы не нашли, если не считать исследования посетителей парка, которые далеко не всегда становятся аудиторией московского музея-заповедника1 .

Тольяттинский краеведческий музей провел исследование потенциальной музейной аудитории. В рамках работы было исследовано 285 человек, из них 232 человека проанкетированы, 48 человек приняли участие в фокус-группах, 5 человек приняли участие в глубинном интервью.

Проведенное исследование должно было в числе прочих дать ответ, велика ли доля первых, и выявить причины принятия решений о посещении музея вторых.

Для Цитирования:
Татьяна Ткаченко, Потенциальная аудитория: где ее искать?. Музей. 2017;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: