Одновременно с анкетированием музейных сотрудников — молодых и со стажем, мы разослали вопросы нескольким экспертам. Звучали они так:
• Поддерживаете ли Вы мнение, что в последние годы в музеях произошла достаточно резкая смена поколений и именно по этой причине музей меняется?
• Кто они, эти молодые сотрудники? Есть ли у них какие-то общие черты? Связываете ли Вы с ними надежды или они Вас, напротив, преимущественно разочаровывают?
• Вы многие годы являлись одним из авторитетных членов музейного сообщества России. Существует ли оно ныне как единое профессиональное сообщество со сложившейся системой взглядов, социальными нормами, неформальными правилами?
• Какие черты прежде существовавшего сообщества хотелось бы сохранить и передать молодежи, приходящей в музей? Напротив, от чего хотелось бы освободиться?
• Кто, на Ваш взгляд, должен возглавлять музейное сообщество России?
Наиболее интересные ответы мы публикуем в этом номере.
Геннадий Вдовин, директор Музея-усадьбы «Останкино», Москва:
— Музей, как институция, меняется вместе с обществом. И коли в обществе произошел разлом, то он, закономерно, отразился на профессиональных кланах. Экономический, политический, социальный и мировоззренческий кризис 1990–2000-х годов обострил рознь между двумя стратами в науках, в искусствах и в ремеслах. Великий наш ученый и думатель, — Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский, — говаривал, что исследователи бывают двух типов: обнаружитель и толкователь. Нынче превалируют востребованные властью, прессой, грантодателями и публикой псевдотолкователи. Это не дурно и не хорошо. Это так. Мы слишком долго боялись толковать и интерпретировать. Нашу ошибку — дурных толкователей — надо исправлять. Однако важно сохранить «обнаружителей», под которыми я понимаю, в первую очередь, хранителей и реставраторов.
О молодых отвечу почти коротко — они прекрасны. Я в них верю, и я их люблю. Их очевидные преимущества — лучшее знание иностранных языков; более глубокое погружение в компьютерные и иные передовые технологии; куда как совершеннее их навыки общения, что вживую, что виртуально. Они быстрее схватывают стремительно несущуюся реальность и потому адаптивнее; наконец, они куда как свободнее и раскованнее, и не склонны, как все юнцы, почитать заслуженные и незаслуженные авторитеты.