В данной публикации мы представляем фрагменты лекции, которая была прочитана Томиславом Шолой, профессором кафедры музеологии и управления наследием Загребского университета, в московском Государственном музее истории ГУЛАГа в ноябре 2016 года. Некоторые из высказываний всемирно известного музеолога могут показаться неожиданными и даже спорными, однако, возможно, именно они побудят задуматься о том, к чему призван музей сегодня.
Видный американский музейный и библиотечный деятель Джон Коттон Дана (1856–1929) вошел в историю музееведческой мысли и музейного дела как автор оригинальной концепции «полезного музея», испытавшей определенное воздействие философии прагматизма Джона Дьюи и идей прогрессизма.
Публикуемые фрагменты из статей Д.К. Дана представляют его взгляд на перспективы развития музея, который должен быть «полезным» и отражать запросы местной общины.
Год назад, в феврале 2016-го, в Музеемастерской Д.А. Налбандяна стартовал проект «Обучение планшетной грамоте» для людей старшего возраста. Насколько подобные социально ориентированные проекты соответствуют музейной миссии?
У Музея современного искусства PERMM появилась группа поддержки из людей третьего возраста, которые уверены: занятия с художниками, участие в мастер-классах по современному искусству благоприятно влияют на все органы чувств (зрение, обоняние, осязание), а главное — способствуют снижению неблагоприятного воздействия внешней среды. Благодаря их инициативе в музее созданы мини-выставки, инсталляции, перформансы, возникли новые идеи для детской площадки в рамках «Ночи искусств».
Из опыта работы Государственного музея истории религии по включению в общественную жизнь всех категорий граждан независимо от их физических или ментальных особенностей.
В Музейном комплексе в Разливе состоялась выставка, которая рассказывала о насыщенной этноконфессиональной истории города. Проект, который призвал местных жителей к толерантному отношению к людям разных исповеданий, удалось подготовить при участии местных конфессиональных сообществ и жителей Сестрорецка, предоставивших предметы из своих коллекций.
Район Уралмаш, известный в советское время как индустриальный гигант, а в лихие 1990-е как центр криминальных разборок, требует «культурной перезагрузки». Как музей может помочь местным жителям? Об этом — рассказ директора Музея истории Екатеринбурга, куратора одного из лучших реализованных проектов конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире — 2016».
Подмосковная Коломна сегодня активно развивается как туристический центр. Однако реалии жизни горожан отнюдь не связаны с историческим центром города, привлекающим приезжих. Музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие» придумал способ возвратить интерес местных жителей к городскому наследию через вовлечение в работу по сохранению личной и коллективной памяти о прошлом.
На переломе времен, в эпоху стремительной смены технологий и пересмотра взглядов на традицию именно музей становится институтом, в задачи которого входит развивать, изучать и интерпретировать опыт ремесленников, фиксируя новейшие достижения и сохраняя свидетельства эстетических и технических изменений в народном искусстве XXI века.
Музей, в котором представлена история развития кружевного производства, был создан по инициативе мастеров кружева с целью сохранения и продвижения продукции кружевной индустрии. Но музей успешно справляется не только с этой задачей. Будучи муниципальным, он служит местному сообществу и самым положительным образом влияет на городскую среду
Летом 2015 года в г. Сент-Галлене состоялся 15-й международный симпозиум, организованный на Боденском озере ИКОМ Швейцарии при активном участии коллег из Австрии и Германии. Тема этой встречи не потеряла своей актуальности и сегодня и продолжает волновать музейных специалистов во всем мире.
Статья посвящена необходимости внедрения в практику музейного дела технологии сторителлинга — искусства рассказа. Автор приводит аргументы в пользу грамотного включения этой методики в авторские экскурсии и музейные занятия, поскольку, по его мнению, «классическая» экскурсия уже не отвечает потребностям времени.
В год 100-летия событий 1917 года известный музейный проектировщик обращается к революционным изменениям в музеях, которые сопровождали слом «старого» и рождение «нового» мира. Особое внимание уделено терминологическим аспектам музейного проектирования и методам создания музейных экспозиций.
Статья посвящена Гобустанскому музею-заповеднику в Азербайджане, в 2013 году вошедшему в число победителей конкурса «Лучший европейский музей года». По мнению автора, память сохраняемого им ландшафта неисчерпаема, но голос он обретает лишь благодаря профессиональным комментариям специалистов и личному опыту посетителей, которые могут познакомиться как с музеем петроглифов под открытым небом, так и с современными интерактивными экспозициями.