По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Экскурсовод: горизонты профессии

Александр Бредюк Музей Арктики и Антарктики, Санкт-Петербург
Ключевые слова:

Статья посвящена необходимости внедрения в практику музейного дела технологии сторителлинга — искусства рассказа. Автор приводит аргументы в пользу грамотного включения этой методики в авторские экскурсии и музейные занятия, поскольку, по его мнению, «классическая» экскурсия уже не отвечает потребностям времени.

Водном из телевизионных интервью, отвечая на вопрос журналиста, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак говорила о том, что главным в нашей работе является то, что происходит с посетителями в результате их пребывания в музейном пространстве. Делить задачи на научно-просветительские и связанные с сохранением коллекции в XXI веке некорректно.

Казалось бы, экскурсионные и научно-просветительские отделы создают сегодня для посетителей самые разные программы: проводят мастер-классы, интерактивные занятия, используют в своей деятельности элементы театрализации, исторической реконструкции.

Можно привести примеры и успешного освоения виртуального и медийного пространства. Все это хорошо, если только театрализация не превращается в праздник ряженых. А что же экскурсия?

В Токио и Сеуле, в Москве и Сочи, в Костроме и Иваново появились роботы-экскурсоводы. Машины вполне отвечают запросам непритязательной публики. В сравнении с человеком роботы неконфликтны и всегда готовы выдать больший объем информации, причем на любом языке. Означает ли это, что технические устройства в музее постепенно заменят людей?

Разумеется, нет. Но уже понятно, что живая экскурсия не может оставаться такой, какой она была в XIX веке.

Нам давно пора отказаться от обзорных и тематических экскурсий. Тогда, когда они появились как форма работы с музейными посетителями, в эпоху паровых машин и тотального дефицита информации ее приходилось добывать.

Сегодня надо информацию ограничивать, чтобы вследствие пресыщения ею не появилась апатия, — не за информацией приходит сегодня посетитель в музей. Нужно снизить темп речи, дать время на сомнения, на появление эмоций, стараться включать аудиторию в диалог, в сопереживание и совместное размышление. Роботов этому никто и никогда не научит по той простой причине, что мы многого не знаем о себе сами.

А еще надо помнить и знать, что у каждого поколения не только свой ритм, но и свой язык. Мы часто слышим: «Молодежь теперь другая». Это не оценка, а констатация факта. Дети и взрослые действительно по-разному воспринимают и воспроизводят полученные сведения. С годами и у взрослых меняются мотивация, взгляды на происходящие события, в конце концов, и память!

Для Цитирования:
Александр Бредюк, Экскурсовод: горизонты профессии. Музей. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: