По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Уралмаш: опыт формирования локальной идентичности

Сергей Каменский Музей истории Екатеринбурга
Ключевые слова:

Район Уралмаш, известный в советское время как индустриальный гигант, а в лихие 1990-е как центр криминальных разборок, требует «культурной перезагрузки». Как музей может помочь местным жителям? Об этом — рассказ директора Музея истории Екатеринбурга, куратора одного из лучших реализованных проектов конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире — 2016».

Соцгород Уралмаш возник вокруг одного из гигантов первой пятилетки — Уральского завода тяжелого машиностроения. В удаленном от центральной, исторической части города районе сформировалось местное сообщество со своей особой ментальностью, амбициозностью, ощущением всесоюзной значимости и колоссальных возможностей. Уралмаш был обязательным пунктом посещения иностранных делегаций, его работники пользовались развитой инфраструктурой, включая культурные и спортивные учреждения, часто выезжали в заграничные командировки.

В 1990-е величие завода пошатнулось, культурная жизнь замерла, но восприятие жителями района себя как особой части города осталось. Только известным район стал своими криминальными группировками и преступными авторитетами.

Сегодня здесь очевидна проблема разрыва между богатым историческим наследием и постепенно исчезающей идентичностью.

Завод давно утратил роль объединяющего ядра, а новые жители либо совсем не осознают специфику своего района, либо связывают ее исключительно с негативными историями лихих 1990-х.

Участники проекта «Уралмаш: производство будущего»1 , которому посвящена статья, поставили перед собой непростую задачу: изменить отношение местных жителей к своему району, объединить творческих людей для активизации его культурной жизни, привлечь их к партнерству с музеем. Для самого музея проект стал важным инструментом в решении внутренних задач. Первой задачей был поиск модели исследования и презентации города как культурно-исторического феномена, выявление специфики его районов. Вторая задача — расширение известности музея в отдаленных районах города, куда музейные сотрудники выезжали только по приглашению школ и детских садов.

Работая над первой задачей, нам важно было уйти не только от образов криминальных 1990-х, но и от советской риторики в описаниях достижений «Урал-машзавода». Инструментом в решении этой задачи стали неформализованные биографические интервью, в которых наши собеседники, рассказывая о себе, открывали разные грани жизни Уралмаша. Также использовались короткие спонтанные интервью в общественном транспорте и на улицах, фокус-группы со старожилами района, путевые воспоминания во время автобусного путешествия по маршруту, заданному самими жителями. Записанные в ходе проекта личные истории позволили выявить «дух места» — многогранный, наполненный множеством частных историй, эмоциональных воспоминаний образ района.

Для Цитирования:
Сергей Каменский, Уралмаш: опыт формирования локальной идентичности. Музей. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: