Соцгород Уралмаш возник вокруг одного из гигантов первой пятилетки — Уральского завода тяжелого машиностроения. В удаленном от центральной, исторической части города районе сформировалось местное сообщество со своей особой ментальностью, амбициозностью, ощущением всесоюзной значимости и колоссальных возможностей. Уралмаш был обязательным пунктом посещения иностранных делегаций, его работники пользовались развитой инфраструктурой, включая культурные и спортивные учреждения, часто выезжали в заграничные командировки.
В 1990-е величие завода пошатнулось, культурная жизнь замерла, но восприятие жителями района себя как особой части города осталось. Только известным район стал своими криминальными группировками и преступными авторитетами.
Сегодня здесь очевидна проблема разрыва между богатым историческим наследием и постепенно исчезающей идентичностью.
Завод давно утратил роль объединяющего ядра, а новые жители либо совсем не осознают специфику своего района, либо связывают ее исключительно с негативными историями лихих 1990-х.
Участники проекта «Уралмаш: производство будущего»1 , которому посвящена статья, поставили перед собой непростую задачу: изменить отношение местных жителей к своему району, объединить творческих людей для активизации его культурной жизни, привлечь их к партнерству с музеем. Для самого музея проект стал важным инструментом в решении внутренних задач. Первой задачей был поиск модели исследования и презентации города как культурно-исторического феномена, выявление специфики его районов. Вторая задача — расширение известности музея в отдаленных районах города, куда музейные сотрудники выезжали только по приглашению школ и детских садов.
Работая над первой задачей, нам важно было уйти не только от образов криминальных 1990-х, но и от советской риторики в описаниях достижений «Урал-машзавода». Инструментом в решении этой задачи стали неформализованные биографические интервью, в которых наши собеседники, рассказывая о себе, открывали разные грани жизни Уралмаша. Также использовались короткие спонтанные интервью в общественном транспорте и на улицах, фокус-группы со старожилами района, путевые воспоминания во время автобусного путешествия по маршруту, заданному самими жителями. Записанные в ходе проекта личные истории позволили выявить «дух места» — многогранный, наполненный множеством частных историй, эмоциональных воспоминаний образ района.