По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Джон Коттон Дана: от «музейной скуки» к «новому музею»

Ключевые слова:

Видный американский музейный и библиотечный деятель Джон Коттон Дана (1856–1929) вошел в историю музееведческой мысли и музейного дела как автор оригинальной концепции «полезного музея», испытавшей определенное воздействие философии прагматизма Джона Дьюи и идей прогрессизма.

Литература:

1. Alexander E.P. Museum Masters: their Museums and their Influence. — Nashville: TN, 1983.

2. Duncan C.A. Matter of Class: John Cotton Dana, Progressive Reform, and the Newark Museum. — Pittsburgh, 2009.

3. Hein G.E. Progressive Museum Practice. John Dewey and Democracy. — Walnut Creek, California, 2012.

Хотя Джон Коттон Дана и получил юридическое образование, уже в 1889 году он стал директором публичной библиотеки города Денвера, и именно с этой областью деятельности оказалась связанной практически вся его жизнь (в 1895–1896 годах он был президентом Американской ассоциации библиотек). Пытаясь превратить публичные библиотеки в важный социальный институт, центр культурной жизни своих общин, он активно внедрял в них новшества, призванные сделать книжные собрания ближе читателям (патронам, как он их называл), на средства которых эти библиотеки и существовали. Среди его нововведений — открытые хранилища, доступные для читателей, детские залы и залы со специализированной, в первую очередь деловой, литературой. Он был одним из основоположников эргономического подхода к планировке и организации публичных учреждений.

В 1902 году Дана переехал в Ньюарк (НьюДжерси), где и продолжал работать вплоть до своей Хотя Джон Коттон Дана и получил юридическое образование, уже в 1889 году он стал директором публичной библиотеки города Денвера, и именно с этой областью деятельности оказалась связанной практически вся его жизнь (в 1895–1896 годах он был президентом Американской ассоциации библиотек). Пытаясь превратить публичные библиотеки в важный социальный институт, центр культурной жизни своих общин, он активно внедрял в них новшества, призванные сделать книжные собрания ближе читателям (патронам, как он их называл), на средства которых эти библиотеки и существовали. Среди его нововведений — открытые хранилища, доступные для читателей, детские залы и залы со специализированной, в первую очередь деловой, литературой. Он был одним из основоположников эргономического подхода к планировке и организации публичных учреждений.

В 1902 году Дана переехал в Ньюарк (НьюДжерси), где и продолжал работать вплоть до своей смерти в 1929 году. Он возглавил публичную библиотеку Ньюарка — достаточно крупного индустриального центра, значительную часть населения которого составляли иммигранты или их потомки. Для того чтобы привлечь их в библиотеку, Дана начал формировать здесь собрание книг на иностранных языках. Для привлечения внимания бизнесменов в коммерческом центре города был открыт филиал библиотеки, полностью посвященный деловой литературе. Четвертый этаж здания, в котором располагалась библиотека, был превращен в экспозиционное пространство. Первоначально здесь выставлялись предметы из частных коллекций жителей Ньюарка: произведения искусства, естественно-научные образцы и т.д. За первые семь лет Дана провел в библиотеке более 50 временных выставок, которые пользовались неизменной популярностью: всего их посетили примерно четверть миллиона человек. Выставки сопровождались лекциями, встречами с интересными людьми и дискуссиями.

Для Цитирования:
Виталий Ананьев, Джон Коттон Дана: от «музейной скуки» к «новому музею». Музей. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: