Впервые о музеях как агентах социальной инклюзии было заявлено в работах профессора Ричарда Сандэлла (Школа музейных исследований Лестерского университета)1 . По мысли ученого, социальная инклюзия в музее может иметь, во-первых, формы специальных программ, направленных на взаимодействие с миноритарным группами, в частности, с инвалидами. Вовторых, музеи могут стимулировать социальные изменения, чтобы преодолеть существующие в обществе негативные стереотипы и образы.
Труды Ричарда Сандэлла являются методологической основой деятельности Центра музейной инклюзии. Он формировался на базе отдела образовательных программ и музейной педагогики Государственного музея истории религии постепенно, по мере освоения сотрудниками новых областей деятельности, методик, компетенций.
В результате основой центра стали три программы, адресованные посетителям музея с сенсорными нарушениями — слабовидящим, глухим и слепоглухим. Программы обладают серьезной ресурсной базой, которая включает:
1. Административно-организационный ресурс: взаимодействие с законодательными и исполнительными органами власти; стабильные партнерские отношения с социозащитными и образовательными организациями СанктПетербурга; устойчивый пул музейных волонтеров; поддержка администрации музея.
2. Финансовый ресурс: благотворительные фонды; спонсорская помощь; субсидии на выполнение госзадания.
3. Профессиональный ресурс: наличие сотрудников, обладающих квалификацией для взаимодействия с данными категориями инвалидов (переводчик русского жестового языка, владение дактильной азбукой); проведение обучающих семинаров для сотрудников различных подразделений нашего музея; деятельность Экспертного совета.
4. Материальный ресурс: мобильная экспозиция тактильного доступа; материалы научновспомогательного фонда ГМИР; электронный информационно-образовательный ресурс; пространство с универсальным дизайном «Начало начал».
Это пространство активно используется во всех трех программах. Здесь находятся качественные копии музейных предметов, изготовленные в основном из натуральных материалов.