Влюбой стране мира народное искусство является частью национальной культуры. Оно одновременно отражает жизнь общества, способы бытования вещей, развитие технологий и формы коммуникации между людьми. Начиная со второй половины XIX века кустарное производство стало всерьез изучаться как специфический сегмент рынка, оказывающий существенное влияние на мировую экономику.
Первые музеи прикладного искусства, возникшие в Лондоне, Париже, Вене, Дрездене, Будапеште, Праге, Франкфурте-на-Майне, помимо традиционной для музеев деятельности, стали выполнять важные функции поддержки художественных промыслов, проводили активную образовательную и выставочную деятельность.
В России такие функции выполняли Московский и Нижегородский кустарные музеи, игравшие роль научно-методических, образовательных и одновременно выставочных центров. Период становления кустарных музеев сыграл большую роль в развитии экономики, становлении многих художественных идей и стилей.
Огромный опыт деятельности кустарных музеев актуален и сегодня. Методы и технологии работы с декоративно-прикладным искусством, заложенные 100– 150 лет назад, продолжают оказывать свое влияние, несмотря на критическую ситуацию с сохранением российских традиционных ремесел. Именно вопросы взаимодействия современного музея и народных художественных промыслов России легли в основу стратегической программы «Достояние России. Традиции для будущего», разработанной Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства (Москва).
Программа направлена на актуализацию историкокультурного наследия России и популяризацию традиционных художественно-промысловых центров.
С 2014-го по 2016 год музей осуществил масштабный цикл мероприятий в рамках Года лаковой миниатюры (2014), Года художественной резьбы по кости (2015), Года кружева (2016): было организовано более 50 выставок, разработано и внедрено 18 образовательных программ, партнерских проектов в регионах России и за рубежом, изданы научные каталоги и альбомы коллекций.