По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«Коммунальная Одиссея»

Екатерина Ойнас Музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие», Коломна
Ключевые слова:

Подмосковная Коломна сегодня активно развивается как туристический центр. Однако реалии жизни горожан отнюдь не связаны с историческим центром города, привлекающим приезжих. Музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие» придумал способ возвратить интерес местных жителей к городскому наследию через вовлечение в работу по сохранению личной и коллективной памяти о прошлом.

Стратегия освоения пространства личной и коллективной памяти выбрана основополагающей для развития Музея-резиденции «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие». Воспоминания становятся объектом собирательства, коллекционирования и предъявления в самых разнообразных формах: экспозиция, виртуальный архив, спектакль, экскурсия. Старт этому процессу дал проект «Коммунальная Одиссея» (автор и руководитель — Екатерина Ойнас).

«Коммунальная Одиссея» — это путешествие во времени, возвращение в Коломну полувековой давности. Проводники и главные действующие лица — жители «коммунальной эпохи». Отправные точки — места в городе, которые в 1962-м посещал писатель Венедикт Ерофеев, автор знаменитой поэмы «Москва — Петушки».

Ключевой точкой на маршруте «Одиссеи» стал музей, рассказывающий о советской Коломне 1960-х годов, доносящий до нас черты коммунального быта, диссидентский дух эпохи хрущевской оттепели.

Музей расположен в самом центре старой Коломны, в доме, где находился продуктовый магазин «Огонек» — в нем Венедикт Ерофеев работал грузчиком в винном отделе. Здесь, в Коломне, Ерофеев оставил надежды получить высшее образование: Коломенский пединститут был его четвертой и уже последней попыткой. Именно отсюда начался его «очень жизненный путь».

Признанный гений творческой свободы, Веня Ерофеев стал гением места и вдохновителем для создания музея, в состав которого входят галерея современного искусства и арт-резиденция (мастерская) для художников и писателей, создающих новую литературу и новое искусство.

На поверхности — разрыв между признанием жителями Коломны древнего исторического центра как безусловной ценности (символа и достояния) и реальным его освоением как пространства, значимого лично для каждого. Коломенский кремль и Посад постепенно превращаются в туристическую Мекку, а коломенцы — в туристов в собственном городе, посещающих центр с единственной целью его показа гостям города.

Как следствие, происходит постепенное отчуждение исторической территории от реалий жизни горожан, а это приводит к омертвению пространства (пустые безлюдные улицы, скверы, дворы).

Для Цитирования:
Екатерина Ойнас, «Коммунальная Одиссея». Музей. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: