Стратегия освоения пространства личной и коллективной памяти выбрана основополагающей для развития Музея-резиденции «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие». Воспоминания становятся объектом собирательства, коллекционирования и предъявления в самых разнообразных формах: экспозиция, виртуальный архив, спектакль, экскурсия. Старт этому процессу дал проект «Коммунальная Одиссея» (автор и руководитель — Екатерина Ойнас).
«Коммунальная Одиссея» — это путешествие во времени, возвращение в Коломну полувековой давности. Проводники и главные действующие лица — жители «коммунальной эпохи». Отправные точки — места в городе, которые в 1962-м посещал писатель Венедикт Ерофеев, автор знаменитой поэмы «Москва — Петушки».
Ключевой точкой на маршруте «Одиссеи» стал музей, рассказывающий о советской Коломне 1960-х годов, доносящий до нас черты коммунального быта, диссидентский дух эпохи хрущевской оттепели.
Музей расположен в самом центре старой Коломны, в доме, где находился продуктовый магазин «Огонек» — в нем Венедикт Ерофеев работал грузчиком в винном отделе. Здесь, в Коломне, Ерофеев оставил надежды получить высшее образование: Коломенский пединститут был его четвертой и уже последней попыткой. Именно отсюда начался его «очень жизненный путь».
Признанный гений творческой свободы, Веня Ерофеев стал гением места и вдохновителем для создания музея, в состав которого входят галерея современного искусства и арт-резиденция (мастерская) для художников и писателей, создающих новую литературу и новое искусство.
На поверхности — разрыв между признанием жителями Коломны древнего исторического центра как безусловной ценности (символа и достояния) и реальным его освоением как пространства, значимого лично для каждого. Коломенский кремль и Посад постепенно превращаются в туристическую Мекку, а коломенцы — в туристов в собственном городе, посещающих центр с единственной целью его показа гостям города.
Как следствие, происходит постепенное отчуждение исторической территории от реалий жизни горожан, а это приводит к омертвению пространства (пустые безлюдные улицы, скверы, дворы).