Искусственный интеллект вкупе с иными цифровыми технологиями повышает свое влияние на сферу труда, расширяет возможности работодателей и меняет положение работников. Как трансформируются отношения между сторонами трудового договора? Каким образом это скажется на правовом регулировании? Насколько быстро будет подстраиваться под происходящие и грядущие изменения трудовое право?
В статье освещен один из наиболее значимых вопросов, связанных с процедурой сокращения численности и штата работников, — определение работников, подлежащих и не подлежащих увольнению. Обозначены категории работников, в отношении которых установлен запрет на увольнение по указанному основанию. Объектом анализа стало отнесение работников к категориям одиноких матерей, лиц, воспитывающих ребенка без матери, единственных кормильцев. Уделено внимание подтверждению, установлению наличия у работника семейных обязанностей, дающих ему право на оставление на работе.
В статье рассматриваются актуальные проблемные аспекты, связанные с заключением трудового договора с несовершеннолетними лицами. В результате проведенного исследования обоснован вывод о необходимости совершенствования трудового законодательства РФ с целью полноценной реализации права на труд и эффективной защиты работников, не достигших 18 лет.
Совершенствование законодательства в области предоставления и реализации грантов имеет важное теоретическое и практическое значение как внутри страны, так и на межгосударственном уровне. Статья посвящена анализу правового статуса научных и научно-педагогических работников, научных коллективов как субъектов грантовых правоотношений, особенностям трудовых правоотношений, складывающихся в процессе реализации грантовых проектов.
По мнению законодателя, повышение пенсионного возраста призвано способствовать увеличению числа трудоспособных граждан и, соответственно, сокращению числа лиц, получающих пенсии. Однако в понимании автора повышение пенсионного возраста без существенного повышения качества жизни, установления особенностей регулирования труда и правовых механизмов приспособления условий труда к нуждам пожилых работников не позволит государству добиться поставленных целей.
Статья посвящена вопросам использования информационных технологий, в том числе искусственного интеллекта (ИИ), в ключевых процессах системы управления персоналом. На трансформацию системы управления персоналом развитие и внедрение в HR-процессы автоматизации, цифровых технологий и ИИ бесспорно оказывают огромное влияние. В работе рассмотрены практики применения искусственного интеллекта в таких процессах управления персоналом, как поиск и подбор персонала, адаптация и наставничество, развитие и обучение персонала. Определены цифровые возможности искусственного интеллекта при выполнении HR-функций, выделены основные преимущества и возможные риски использования ИИ. Результаты исследования могут быть применены при совершенствовании и оптимизации системы управления персоналом.
Статья актуализирует проблему изучения и распространения опыта управления гибридными командами. Вкладом в решение этой проблемы является излагаемое в статье исследование, проведенное авторами работы. Цель исследования— обобщить и провести сравнительный анализ разновидностей команд, образовавшихся вследствие различной степени использования современных технологий в коммуникации. Объект исследования — гибридные команды. Для его проведения использовались методы анализа и классификации. Основные результаты исследования: описаны виды команд, образовавшиеся вследствие различной степени использования современных технологий в коммуникации; представлена характеристика традиционных, гибридных и виртуальных команд; установлены особенности, достоинства и недостатки различных видов команд. Рассмотрены предпосылки и выявлены сложности при переходе на гибридный формат работы, проведен анализ различных видов команд, выявлены факторы успеха для гибридной командной работы. Материал статьи может быть полезен как исследователям по обозначенной проблематике, так и специалистам, занимающимся созданием и развитием гибридных команд.
На основе анализа государственных программ и законодательных нововведений, касающихся регулирования общественных отношений, связанных с занятостью населения, сделан вывод, что в отношении молодежи государство предусматривает меры по содействую их занятости как общего характера, так и дифференцированные в зависимости от возрастной группы. Так, для несовершеннолетних оплачиваемая работа должна иметь второстепенный характер в структуре их занятости в условиях приоритета получения ими общего и профессионального образования (включающего в т. ч. трудовое воспитание) с установлением для них ограничений к некоторым видам труда и льготных условий труда. Для остальных возрастных групп молодежи создаются необходимые условия для выявления ими своих профессиональных способностей на рынке труда, создания необходимых условий для совмещения работы с получением дальнейшего образования, проводится содействие в переезде в трудодефицитные регионы и адресное сопровождение занятости.
Актуальность исследования обусловлена тем, что анализ крупных международных рейтингов и исследований EdTech-трендов 2023 г. свидетельствует о зрелом метатренде — человекоцентричности. Автором в статье представлена данная концепция человекоцентричности, которая пронизывает психологическую и управленческую мысль и предполагает заботу о благополучии человека и развитии его личности. Сегодня человекоцентричность как образовательная идея в корпоративном обучении обогащается современными технологиями и подходами, которые помогают создать актуальное обучение.
Результаты исследований показывают, что репутация вуза во многом зависит от репутации его профессорско-преподавательского персонала. Данное обстоятельство обосновывает актуальность обозначенной проблемы и обусловливает необходимость изучения репутации преподавателя университета, которая формируется под влиянием различных факторов. В статье рассматривается содержание понятия репутации преподавателя вуза, ее структура, а также условия формирования.
Требований об обязательном формировании и ведении личных дел на работников трудовое законодательство не устанавливает. В то же время законодательство содержит ряд норм, в соответствии с которыми формирование и ведение личных дел обязательны в отношении некоторых категорий сотрудников, например государственных и муниципальных служащих (ст. 30 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 42 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Ведение личного дела государственного и муниципального служащего осуществляется в порядке, утвержденном Указом Президента РФ от 30.05.2005 № 609.
Представляем вашему вниманию фрагмент исследования hh.ru, посвященный выяснению, в какой профессиональной сфере было легче всего искать работу на молодежном рынке труда и начинать строить карьеру в 2023 г.