По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

К вопросу о влиянии повышения пенсионного возраста на рынок труда

Соколенко Наталья Николаевна канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры гражданского процесса и международного права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет», e-mail: nat.sokolenko2014@yandex.ru

По мнению законодателя, повышение пенсионного возраста призвано способствовать увеличению числа трудоспособных граждан и, соответственно, сокращению числа лиц, получающих пенсии. Однако в понимании автора повышение пенсионного возраста без существенного повышения качества жизни, установления особенностей регулирования труда и правовых механизмов приспособления условий труда к нуждам пожилых работников не позволит государству добиться поставленных целей.

Литература:

1. Тарлецкая Л. Международная демографическая статистика: оценки и прогнозы ООН // Мировая экономика и международные отношения. — 2008.— № 3. — С. 32–39.

2. Азарова Е.Г. Право граждан на справедливое социальное обеспечение // Журнал российского права. — 2022. — № 8. — С. 77–93.

3. Раздъяконова Е.В. Трансформация правовых основ социальной политики и социально-экономического конституционализма в условиях конституционной мобилизации // Государственная власть и местное самоуправление. — 2023. — № 6. — С. 9–16.

4. https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/72529.

5. https://www.interfax.ru/russia/942105.

6. https://dzen.ru/a/Y_iVbmjQ0T06U0fc.

7. https://usa4.ru/archives/1039.

8. https://rosstat.gov.ru.

9. Зайцева Л.В., Курсова О.А., Хильчук Е.Л. Обоснованность и последствия повышения пенсионного возраста // Российский юридический журнал. — 2019.— № 2. — С. 144–155.

10. Колесник А.П. Сбережение народа России и развитие пенсионной системы страны // Социальное и пенсионное право. — 2021. — № 4. — С. 44–50.

11. Сторожук Д.А. Повышение пенсионного возраста: правовой анализ // Журнал российского права. — 2022. — № 5. — С. 92–107.

12. Кулькова И.А. Занятость и проблемы трудоустройства лиц старшего возраста // Human Progress. — 2017. — Т. 3. — № 1. — С. 2–10.

В условиях стареющего населения России повышение пенсионного возраста было вполне прогнозируемо, так как население, достигшее возраста 65 лет, составляет более 15%, что, по меркам международного сообщества, позволяет отнести наше государство к категории демографически старых [1].

Представляется, что в связи с указанным Минэкономразвития России разработан один из основных документов системы стратегического планирования развития Российской Федерации «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», в котором говорится о необходимости реформирования пенсионной системы. Эта необходимость обусловлена прогнозируемым сокращением численности работающего населения относительно численности пенсионеров, что обусловлено в первую очередь демографическими факторами. В таких условиях для государственной пенсионной системы, распределительной в своей основе, возникает проблема нахождения компромисса между противоречивыми целями: повышением уровня обеспеченности пенсионеров, поддержанием умеренной фискальной нагрузки на фонд оплаты труда в экономике, достижением сбалансированности пенсионной системы.

Реализацией данного прогноза, как известно, стало вступление в силу с 1 января 2019 г. Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», которым был повышен возраст для назначения страховой пенсии по старости до 60 и 65 лет (соответственно женщины и мужчины).

В пояснительной записке к указанному закону определены причины, вызвавшие необходимость повышения пенсионного возраста: неэквивалентность пенсионных прав застрахованных лиц и обязательств перед ними, рост продолжительности жизни населения, сохранение трудоспособности работников, достигших пенсионного возраста, и кадровый дефицит. В свою очередь, основными целями развития пенсионной системы, провозглашенными в «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р, являются: обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости этой системы, гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения.

Для Цитирования:
Соколенко Наталья Николаевна, К вопросу о влиянии повышения пенсионного возраста на рынок труда. Кадровик. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: