По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.2

Сокращение численности и штата работников: запрет на увольнение

Иванчина Юлия Валерьевна д-р юрид. наук, доцент, профессор кафедры трудового права, Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Яковлева, г. Екатеринбург, e-mail: julia.ivanchina@gmail.com

В статье освещен один из наиболее значимых вопросов, связанных с процедурой сокращения численности и штата работников, — определение работников, подлежащих и не подлежащих увольнению. Обозначены категории работников, в отношении которых установлен запрет на увольнение по указанному основанию. Объектом анализа стало отнесение работников к категориям одиноких матерей, лиц, воспитывающих ребенка без матери, единственных кормильцев. Уделено внимание подтверждению, установлению наличия у работника семейных обязанностей, дающих ему право на оставление на работе.

Литература:

1. О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (с изм. и доп.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2004. — № 6.

2. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузьмина Андрея Анатольевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 81 и 396 Трудового кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 30.11.2023 № 3193-О // СПС Консультант Плюс (документ опубликован не был).

3. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Широнова Михаила Валентиновича на нарушение его конституционных прав пунктом2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 27.10.2022 № 2855-О // СПС Консультант Плюс (документ опубликован не был).

4. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч.1).— Ст. 3.

5. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 10.10.2017 по делу № 33-17369/2017 // СПС Консультант Плюс (документ опубликован не был).

6. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Жарика Александра Михайловича на нарушение его конституционных прав рядом норм федеральных законов: определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2023 № 3357-О // СПС Консультант Плюс (документ опубликован не был).

7. Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2023. — № 51. — Ст. 9138.

8. Приказ Минтруда России от 26.01.2022 № 24 «О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения» (с изм. и доп.)// Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. — 2022. — №3.

9. Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.02.2021 № 88-1439/2021 // СПС Консультант Плюс (документ опубликован не был).

10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2014.— № 4.

11. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — Ч. 1 — № 31. — Ст. 3451.

12. Приказ Роскомнадзора от 24.02.2021 № 18 «Об утверждении требований к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — URL: http:// pravo.gov.ru.

13. Постановление Совмина СССР от 12.08.1970 № 659 «Положение о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям» (с изм. и доп.) // Собрание Постановлений СССР. — 1970. — № 15. — Ст. 123. (утратил силу).

14. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. — 1996.— № 1. — Ст. 16.

15. Федеральный закон от 14.02.2024 № 12-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — URL: http://pravo.gov.ru.

16. Законопроект № 441036-8 «О внесении изменений в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/441036-8 (дата обращения: 31.01.2024).

Работодатель, как отмечает Верховный Суд РФ [1], в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления своим имуществом может самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, включая не только подбор и расстановку персонала, но и его увольнение. Более того, Конституционный Суд РФ в своих определениях (определения Конституционного Суда РФ от 30.11.2023 № 3193-О [2], от 27.10.2022 № 2855-О [3] и др.) неоднократно отмечал, что принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, как и возникающее в связи с этим право расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата (п. 2 ст. 81 ТК РФ [4]). При этом оценка экономической обоснованности сокращения численности или штата работников не входит в компетенцию суда и является вмешательством во внутренние дела организации. Суд со своей стороны обязан проверить лишь реальность осуществляемого ответчиком сокращения (апелляционное определение Свердловского областного суда от 10.10.2017 по делу № 33-17369/2017 [5]).

Однако реализация работодателем права принимать необходимые кадровые решения, включая решения о сокращении численности или штата работников, возможна при условии соблюдения принципов правового регулирования трудовых отношений, закрепленных в ст. 2 ТК РФ, а также порядка увольнения и предоставления работникам гарантий, направленных против их произвольного увольнения (определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2023 № 3357-О [6]).

Работодатель при реализации права на увольнение по сокращению численности или штата работников должен обеспечить полное соблюдение предусмотренной законом процедуры, а также предоставление работникам необходимых гарантий, что в случае возникновения спора в первую очередь будет подлежать проверке при рассмотрении спора по существу. Всю процедуру условно можно разделить на несколько этапов. Поступательная их реализация может предотвратить появление неблагоприятных последствий для работодателя — как возникновения трудовых спросов, так и привлечения к ответственности (административной или уголовной).

Для Цитирования:
Иванчина Юлия Валерьевна, Сокращение численности и штата работников: запрет на увольнение. Кадровик. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: