По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Репутация преподавателя российского университета: содержание, структура, условия формирования

Резник Семен Давыдович д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой менеджмента, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», 440028, г. Пенза, ул. Г. Титова, д. 28, e-mail: disser@bk.ru
Юдина Татьяна Александровна канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», 440028, г. Пенза, ул. Г. Титова, д. 28, e-mail: uta16081984@gmail.com

Результаты исследований показывают, что репутация вуза во многом зависит от репутации его профессорско-преподавательского персонала. Данное обстоятельство обосновывает актуальность обозначенной проблемы и обусловливает необходимость изучения репутации преподавателя университета, которая формируется под влиянием различных факторов. В статье рассматривается содержание понятия репутации преподавателя вуза, ее структура, а также условия формирования.

Литература:

1. Репутационный менеджмент в российском университете: проблемы ирешения: монография / С.Д. Резник, Т.А. Юдина; под общ. ред. С.Д. Резника. — 2-еизд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2022. — 228 с.

2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].— URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/education (дата обращения: 03.11.2023).

3. Российский статистический ежегодник 2022 [Электронный ресурс]. — URL: https://gks.ru/bgd/regl/b21_13/Main.htm (дата обращения: 15.01.2024).

4. Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А., Захарова У.С., ГригорьеваА.В. Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форс-мажора // Университетское управление: практика ианализ.— 2020. — № 24 (2). — С. 59–74.

5. Батракова И.С., Глубокова Е.Н., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. — 2021. — № 8-9. — С. 9–19.

6. Духновский С.В., Мищенко В.А., Миронов А.В. Отношение ко времени как индикатор профессионально-психологического благополучия научно-педагогических работников // Кадровик. — 2022. — № 1.

7. Ефимова Г. З. Барьеры на пути построения академической карьеры преподавателями высшей школы // Университетское управление: практика ианализ. — 2021. — № 25 (4). — С. 55–74.

8. Кузьминов Я.И. Вызовы и перспективы развития университетов вРоссии// Университетское управление: практика и анализ. — 2018. — Т. 22. — №4. — С. 5–8.

9. Масалова Ю.А. Цифровая компетентность преподавателей российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. — 2021. — № 25(3). — С.33–44.

10. Reznik S.D., Yudina T.A. Key Milestones in the Development of Reputation Management in Russian Universities // European Journal of Contemporary Education.— 2018. — №7(2). — Р. 379–391.

11. Резник С.Д., Юдина Т.А. Особенности формирования репутации преподавателя высшей школы как ключевого фактора эффективности репутационного менеджмента университета // Актуальные проблемы науки и практики в различных отраслях народного хозяйства: материалы V Национальной научно-практической конференции. — Пенза: ПГУАС, 2022.

12. Резник С.Д., Юдина Т.А. Подходы к формированию репутационной ответственности преподавателя университета // Друкеровский вестник. — 2021.— №1.

13. Резник С.Д., Юдина Т.А. Репутационные риски университета в новых условиях развития российского высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. — 2023. — №2.

14. Управление экономической безопасностью высшего учебного заведения: Учебник: Гл. 16. Экономическая безопасность и репутация вуза / Подобщ. ред. С.Д. Резника. — М.: ИНФРА-М, 2024.

15. Уровень подготовки выпускников российских вузов // Кадровик. — 2023.— №2.

Многие годы научным сообществом активно изучаются проблемы репутационного менеджмента в сфере высшего образования. Необходимость таких исследований была вызвана рядом причин, среди которых: высокая конкуренция на рынке образовательных услуг; ухудшение демографической ситуации в стране; государственная политика, направленная на усиление контроля за эффективностью деятельности российских вузов; как следствие, сокращение финансирования региональных высших учебных заведений; искусственное укрупнение вузов; необходимость повышения конкурентоспособности российских университетов на мировом уровне.

Вопросы репутационного менеджмента университета широко исследованы многими учеными. Однако наука продолжает активно развиваться, появляются новые технологии, повсеместно проникающие во все сферы жизнедеятельности человека, в связи с чем возникает потребность в исследовании актуальных проблем с точки зрения новых подходов. Развитие нашего общества и системы высшего образования приводит к повышению требований к педагогам, появлению новых особенностей формирования их репутации.

Цель представленной статьи заключается в изучении содержания репутации преподавателя университета, ее структуры, а также условий формирования в процессе развития российской системы высшего образования и нашего общества в целом.

При наличии ряда достоинств применение цифровых технологий в образовании не лишено недостатков, среди которых важным является снижение функций и роли личности преподавателя.

Эмпирической базой для наших выводов стал анализ статистической информации, источником которой послужили электронные ресурсы Министерства науки и высшего образования РФ, Федеральной службы государственной статистики, Российского статистического ежегодника— 2022, размещенные в открытом доступе. Проанализированы основные показатели деятельности российских вузов, а именно численность профессорско-преподавательского персонала вузов, динамика численности аспирантов и докторантов в РФ (дополнительно в каждом временном периоде рассчитана доля аспирантов и докторантов, защитивших диссертации).

Для Цитирования:
Резник Семен Давыдович, Юдина Татьяна Александровна, Репутация преподавателя российского университета: содержание, структура, условия формирования. Кадровик. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: