По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.016.8

Человекоцентричность — метатенденция развития корпоративного обучения в HR-менеджменте

Иванова Ольга Алексеевна канд. пед. наук, доцент, старший преподаватель кафедры менеджмента и бизнеса, Сургутский государственный университет, Тюменская область, Сургут, e-mail: olgaivanova8@mail.ru

Актуальность исследования обусловлена тем, что анализ крупных международных рейтингов и исследований EdTech-трендов 2023 г. свидетельствует о зрелом метатренде — человекоцентричности. Автором в статье представлена данная концепция человекоцентричности, которая пронизывает психологическую и управленческую мысль и предполагает заботу о благополучии человека и развитии его личности. Сегодня человекоцентричность как образовательная идея в корпоративном обучении обогащается современными технологиями и подходами, которые помогают создать актуальное обучение.

Литература:

1. Дружиловская О.В. Нейронауки как источник становления нового направления современного педагогического образования // ЦИТИСЭ. — 2020.— № 3 (25). — С. 314–321.

2. Костромина С.Н., Гнедых Д.С. Нейронаука в системе профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. — 2021. — № 4 (47). — С. 8–29.

3. Ширинкина Е.В. Платформы обучения в условиях цифровой трансформации // Надежность и качество сложных систем. — 2020. — № 1 (29).— С. 42–48.

4. Жаркова Е.О. Метавселенная как пространство персонализации образования // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. — 2023. — № 7. — С. 85–90.

5. Федоров А.А., Тышецкая А.Ю., Либерман И.В., Корягин С.И., КлачекП.М. Разработка и внедрение системы элитного инженерно-технического образования на основе нейроцифровой экосистемы для прорывного развития региональных экономик РФ на примере БФУ им. Канта // Технико-технологические проблемы сервиса. — 2020. — № 4 (54). —С. 91–103.

6. Ширинкина Е.В. Цифровые кадры как новый показатель качества человеческого капитала // Современная научная мысль. — 2018. — № 4. — С. 181–184.

7. Xu W., Wang Yu. Emotional visualization: the metaverse social in embodied cognitive contexts // Technology and Language. — 2023. — Т. 4. — № 3 (12). — С. 24–39.

8. Ширинкина Е.В. Формирование дизайн-мышления в цифровой среде // От идеи к практике: социогуманитарное знание в цифровой среде: сборник научных трудов II Всероссийской научной конференции. Новосибирский государственный университет, Институт философии и права СО РАН. — Новосибирск, 2022. — С. 119–126.

9. Лескина Э.И. Метавселенная и сфера образования: возможности и угрозы // Юридическое образование и наука. — 2023. — № 4. — С. 32–36.

10. Русановский Г.А. Метавселенная как универсальный способ трансляции смыслов целевой аудитории // Социальные коммуникации: наука, образование, профессия. — 2023. — № 23. — С. 65–71.

11. Ширинкина Е.В. Обучающаяся организация — модель переподготовки персонала как ответ на новые вызовы профессий и навыков будущего // Кадровик. — 2021. — № 11. — С. 104–112.

Образование строится во имя человека, в этом суть и содержание этого процесса. Само слово «образование» в русском языке появилось из церковнославянского, где оно означало «изображение, предвестье, прообразование». В такой метафоре человек в ходе образования обретает свой образ. Аналогичное слово в английском языке (education) происходит от латинского educere («вести вперед, вести по правильной дороге»); смысловым ядром здесь также остается трансформация человека, его путь из одной точки в другую [1, 2]. Образование человекоцентрично, и сегодня эта идея обретает новое дыхание.

Специалисты компании LinkedIn ежегодно составляют отчет о состоянии обучения на рабочем месте (Workplace Learning Report). Каждый год наблюдается изменение в трендах, которые формируют актуальную повестку для корпоративных университетов и отзываются на перемены во внешней среде. Если в 2022 г. эксперты сферы обучения наиболее важными приоритетами развития называли кросс-функциональность и стратегическое планирование, то в 2023-м лидеры рынка сосредоточились на человекоцентричности.

В конце 2023 г. Сбер презентовал стратегию развития своей экосистемы на ближайшие три года, основной идеей которой стала человекоцентричность.

Иногда организации смотрят на сотрудника как на ресурс, а нам нужно смотреть на него как на человека, давать разные возможности для развития [3, 4]. Человекоцентричность в обучении сегодня может реализовываться в нескольких направлениях. Во-первых, в создании общего пространства, где люди получают знания.

Мировые компании идут в сторону создания Learning Space или Capability Academy — это технические платформы, на которых твой путь как слушателя настолько бесшовный, что обучение для тебя не тягость, а нечто, что тебя мотивирует. Во-вторых, это реализация многих возможностей искусственного интеллекта — рекомендательных систем, которые анализируют твой профиль, развитые компетенции и привычки и предлагают кастомизированное образовательное решение или выбор из нескольких наиболее подходящих вариантов.

Для Цитирования:
Иванова Ольга Алексеевна, Человекоцентричность — метатенденция развития корпоративного обучения в HR-менеджменте. Кадровик. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: