Образование строится во имя человека, в этом суть и содержание этого процесса. Само слово «образование» в русском языке появилось из церковнославянского, где оно означало «изображение, предвестье, прообразование». В такой метафоре человек в ходе образования обретает свой образ. Аналогичное слово в английском языке (education) происходит от латинского educere («вести вперед, вести по правильной дороге»); смысловым ядром здесь также остается трансформация человека, его путь из одной точки в другую [1, 2]. Образование человекоцентрично, и сегодня эта идея обретает новое дыхание.
Специалисты компании LinkedIn ежегодно составляют отчет о состоянии обучения на рабочем месте (Workplace Learning Report). Каждый год наблюдается изменение в трендах, которые формируют актуальную повестку для корпоративных университетов и отзываются на перемены во внешней среде. Если в 2022 г. эксперты сферы обучения наиболее важными приоритетами развития называли кросс-функциональность и стратегическое планирование, то в 2023-м лидеры рынка сосредоточились на человекоцентричности.
В конце 2023 г. Сбер презентовал стратегию развития своей экосистемы на ближайшие три года, основной идеей которой стала человекоцентричность.
Иногда организации смотрят на сотрудника как на ресурс, а нам нужно смотреть на него как на человека, давать разные возможности для развития [3, 4]. Человекоцентричность в обучении сегодня может реализовываться в нескольких направлениях. Во-первых, в создании общего пространства, где люди получают знания.
Мировые компании идут в сторону создания Learning Space или Capability Academy — это технические платформы, на которых твой путь как слушателя настолько бесшовный, что обучение для тебя не тягость, а нечто, что тебя мотивирует. Во-вторых, это реализация многих возможностей искусственного интеллекта — рекомендательных систем, которые анализируют твой профиль, развитые компетенции и привычки и предлагают кастомизированное образовательное решение или выбор из нескольких наиболее подходящих вариантов.