Важной частью нематериального наследия русского народа является русская былина, содержащая традиционные ценности, которые издревле передавались от поколения к поколению. В данной статье проведена оценка перспективы использования современных игровых сценариев в образовательных и воспитательных практиках, способствующих усвоению молодежью неискаженных ценностей нематериального культурного наследия на примере русского былинного эпоса.
Автор использует исторический жанр «устная история» для понимания трансформации культуры в деревне в 1920–1930-х гг. На основе материала углубленных интервью с очевидцами коллективизации делается попытка рассмотреть трансформацию крестьянской культуры в колхозной деревне. Ссылаясь на мнение респондентов, автор делает вывод, что из-за изменения уклада деревенской жизни традиционная праздничная культура, песенное творчество, отношение крестьян к пьянству и воровству кардинально изменились.
В статье предлагается рассмотрение концепта «Еда» в американской лингвокультуре с позиции выявления исторических условий его формирования. Рассматриваются традиционные кулинарные предпочтения как коренного населения Америки, так и многочисленных иммигрантов, кухня которых повлияла на питание американцев, с целью определения содержательной стороны концепта
В статье рассматриваются различные способы постановки и решения проблемы человека в истории философии и культурологии, приводятся доказательства того, что в то время как на данном этапе развития философии в ней происходит очередной антропологический поворот, в культурологии его признаки менее заметны. Исходя из того, что человек является творцом и творением культуры, автор полагает, что антропологический принцип должен стать методологической основой культурологии, определяющей её теоретическую и практическую значимость. Антропологический поворот в культурологии может создать предпосылки для совмещения антропологического поворота в философии с культурологическим, что обеспечит возможность культурантропологического поворота в гуманитаристике
В культурологическом ключе представлены и обоснованы задачи концептуального рафинирования теорий управления. Указаны необходимые и достаточные условия для рафинирования, упорядочивания научных знаний, в том числе и для их продвижения.
В статье предпринята попытка выявить в рецепции кино мифологические подтексты, определяющие восприятие реципиентом конкретных фильмов, созданных многими режиссерами в разные эпохи. Эти подтексты активно влияют на сознание массовой публики, но при этом не осознаются. Содержанием массовой рецепции кино являются в том числе внекинематографические проявления коллективного бессознательного. В ней актуализируются ментальные проекции образов — архетипов, возникших в разные эпохи истории культуры, и связанных с утопическими представлениями, мифами, религиозными символами. Причем проекциям коллективного бессознательного на кинематограф предшествуют проекции на город, которые затем переносятся на кино. В конечном счете кинематограф как таковой оказывается грандиозным интертекстом, в котором получает отражение история культуры как в ее осевой, так и в доосевой формах. Предмет анализа в статье сводится к проекциям, ставшим реальными уже на ранних этапах истории кино.
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты медиаобразования как комплексной структуры прикладной культурологии. Цель медиаобразования — повышение медиаграмотности молодежной (школьной, студенческой) аудитории, формирование медиакультуры личности, способной «читать», анализировать медиатекст, заниматься медиатворчеством.
Рабочая тетрадь «Крым — наш!» была разработана для студентов Высшей школы народных искусств, но может быть использована в учебной и воспитательной работе со студентами любых высших учебных заведений, независимо от профиля. Рабочая тетрадь включает 18 тематических проблемно-поисковых заданий, направленных на формирование активной гражданской позиции, эмоционально-ценностного отношения к истории и культуре Крыма, исследовательских навыков студентов. Логика и алгоритм выполнения заданий и исследовательская деятельность студентов предполагают поиск информации, рассматривание визуального материала, его интерпретацию и аргументацию и как кульминацию деятельности — создание собственных текстов культуры.
Репрезентация Татарстана в телетрансляциях открытия и закрытия Универсиады–2013 рассматривается в статье в плане проявления интенций федеральных и региональных властей, выражения их этнокультурных политик. В понимании репрезентации она базируется на идеях С. Холла. При осуществлении дискурс-анализа (с привлечением данных фокус-групп и экспертных интервью, позволяющих представить процесс производства текста и его связь с социальным контекстом) используются методологические подходы Н. Феркло. Устремления руководства РФ проявились в том, что республика показана в качестве неотъемлемой части России, как самобытная в этнокультурном плане ее территория через древнюю историю и культуру татар. Настоящее же и будущее представлены как единые для большой страны. Такой показ отвечает намерениям политических элит Татарстана в плане артикуляции его этнокультурной отличительности, которая, как и многонациональность, используется в выстраивании регионального бренда.
3-я Уральская индустриальная биеннале в Екатеринбурге в очередной раз продемонстрировала возможности современного искусства как инструмента ревитализации городской среды. Наглядным воплощением этого стала художественная трансформация здания гостиницы «Исеть». Наряду с такими знаковыми событиями, как выставка-форум «Иннопром» и инициатива проведения в Екатеринбурге симпозиума Международной биеннальной ассоциации становится очевидным, что этот Фестиваль современного искусства играет важную роль в развитии города и региона.
Появление перевода знаменитого труда известного немецкого ученого Г. Люббе «В ногу со временем» — серьезное событие в интеллектуальном пространстве современной России. Особенно значимо это событие в контексте споров об институциональном статусе, о целях и задачах российской культурологии. Книга Г. Люббе — важнейший момент программы «культурных исследований» Высшей школы экономики, в этом качестве почти манифест, легитимизирующий всю программу в целом. Эта программа не просто дополняет и продолжает усилия российских культурологов последних двадцати лет, она предполагает полный отказ от всей этой работы. Этот радикализм делает возможной и необходимой принципиальную критику, обращенную прежде всего на программу в целом, но также и на место в этой программе новейшего манифеста «философии культуры цивилизации модерна». Вопросы к концепции Г. Люббе вполне возможны, они касаются как эпистемологии, как проблем метода, так и собственно концептуальной части. При детальном рассмотрении идея сокращения зоны настоящего времени в модерне не выглядит ни оригинальной, ни эвристически эффективной. Это не отменяет возможности высоко оценить книгу Г. Люббе для современной социологии культуры и для практики культурных исследований.