Статья поступила 02.03.2016 г
Проблема концептов вызывает большой интерес в современном мире. К концептам обращаются представители самых разных наук и научных направлений: это и лингвисты, и культурологи, и социологи, и многие другие. Концепт как репрезентант основной культурной информации исследуется в рамках лингвокультурологии. Исследование концепта «Еда» обусловлено известной актуальностью. Это один из наиболее древних концептов культуры, который теснейшим образом связан с национальной идентичностью. Исследованию концепта «Еда» и его значению в контексте диалога культур посвящены работы Н.С. Марушкиной [6], З.А. Гуловой [3], О.Г. Савельевой [9]. Не вызывает сомнений тезис учета национальных особенностей этноса в процессе межкультурной коммуникации, в особенности в условиях «кризиса идентичности» в современном мире [5. С. 300]. Однако детальной проработки требует вопрос формирования концепта «Еда» в той или иной культуре. Рассмотрим базу формирования концепта «Еда» на примере американской лингвокультуры.
Как известно, коренным населением США являются индейцы. Именно они начали закладывать основу американской цивилизации, а в частности и традиции питания. Большая территория государства, немногочисленные поселения, а также отсутствие королевского двора, для которого изобретались новые изысканные блюда — вот основные факторы, препятствующие складыванию единой национальной кулинарной традиции. В данных условиях, кухня коренных жителей Америки не могла быть и не была единой. Однако ее основной компонент — кукуруза присутствует в питании современных американцев в большом количестве. Это и отварная кукуруза, кукурузное суфле, корн-доги (копченые сосиски, жаренные в тесте из кукурузной муки), кукурузные хлопья, кукурузные чипсы и даже пиво, которое варится из кукурузы [4].
Во времена первых европейских поселенцев, условий для формирования единой национальной традиции также не наблюдалось. Основной задачей колонистов было выжить в новых условиях [8], поэтому о системном характере в питании говорить не представляется возможным. Вторая волна иммиграции, а также распространение рабства сыграли свою роль в становлении кулинарных традиций. Негры принесли с собой экзотические кулинарные компоненты — ямс, арахис, окру, особые африканские специи. Здесь же распространяется барбекю.