По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 791.43/.45

Рецепция кинематографа на раннем этапе его истории как проблема культуры. Часть 2. Кино и город*

Хренов Николай Андреевич ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания Министерства культуры России», Россия, 125009, Москва, Козицкий пер., 5, E-mail: nihrenov@mail.ru

В статье предпринята попытка выявить в рецепции кино мифологические подтексты, определяющие восприятие реципиентом конкретных фильмов, созданных многими режиссерами в разные эпохи. Эти подтексты активно влияют на сознание массовой публики, но при этом не осознаются. Содержанием массовой рецепции кино являются в том числе внекинематографические проявления коллективного бессознательного. В ней актуализируются ментальные проекции образов — архетипов, возникших в разные эпохи истории культуры, и связанных с утопическими представлениями, мифами, религиозными символами. Причем проекциям коллективного бессознательного на кинематограф предшествуют проекции на город, которые затем переносятся на кино. В конечном счете кинематограф как таковой оказывается грандиозным интертекстом, в котором получает отражение история культуры как в ее осевой, так и в доосевой формах. Предмет анализа в статье сводится к проекциям, ставшим реальными уже на ранних этапах истории кино.

Литература:

1. Белый А. Синематограф // Белый А. Арабески. — М., 1911. — С. 353.

2. Вебер А. Рост городов в ХIХ столетии. — СПб.., 1903. — С. 445.

3. Чуковский К. Нат Пинкертон и современная литература. — М., 1910. — С. 30.

4. А.Г. Психология театральной толпы // Театр и искусство. — 1898. — № 5. — С. 99.

5. Зоркая Н. Кинематограф в жизни Александра Блока // Из истории кино. — Выпуск 9. — М., 1974. — С. 138.

6. Иванов Вяч. Предчувствия и предвестия // Иванов Вяч. Родное и вселенское. — М., 1994. — С. 37.

7. Деллюк Л. Фотогения кино. — М., 1924. — С. 157.

8. Гуревич Л. Заметки о современной литературе. Мечты и мысли о новой драме // Русская мысль. — М., 1910. — № 4. — С. 155.

9. Белый А. Театр и современная драма // Белый А. Символизм как миропонимание. — М., 1994. — С. 34.

10. Белый А. Синематограф // Белый А. Арабески. — М., 1911. — С. 351.

11. Волошин М. Мысли о театре // Аполлон. — 1910. — № 5. — С. 35.

12. Шеллинг Ф. Философия мифологии. Т. 2. — СПб., 2013. — С. 130.

13. Шеллинг Ф. Указ. соч. — С. 294.

14. Сеннет Р. Падение публичного человека. — М., 2002. — С. 219.

15. Волошин М. Указ. соч. — С. 39.

16. Базен А. Что такое кино? — М., 1972. — С. 170.

17. Волошин М. Указ. соч. — С. 36.

18. Волошин М. Указ. соч. — С. 40.

19. Гейним. Указ. соч. — С. 17.

20. Васильев А.Н. Вопрос о падении Западной Римской империи и античной культуры в историографической литературе и в истории философии в связи с теорией истощения народов и человечества // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. — Т. ХХХI. — Выпуск 1–4. — Казань, 1920. — С. 56.

21. Цивьян Ю. Указ. соч. — С. 52.

22. Иванов Вяч. Вс. К семиотическому изучению культурной истории большого города // Семиотика пространства и пространство семиотики. Труды по знаковым системам. — Выпуск 19. — Том 664. — Тарту, 1986. — С. 24.

23. Топоров В. Петербург и петербургский текст русской литературы // Семиотика пространства и пространство семиотики. Труды по знаковым системам. — Выпуск 18. — Том 664. — Тарту, 1984. — С. 7.

24. Лотман Ю. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Семиотика города и городской культуры. Труды по знаковым системам. — Выпуск

18. — Том 664. — Тарту, 1984. — С. 35.

25. Лотман Ю. Указ. соч. — С. 44.

26. Хренов Н. Кино в функции формирования и поддержания коллективной идентичности // Кино и коллективная идентичность. — М., 2013. — С. 66.

27. Цивьян Ю. Указ. соч. — С. 135.

28. Цивьян Ю. Указ. соч. — С. 137.

29. Трубецкой Е. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке // Литературная учеба. — 1990. — № 2–3. — С. 103.

30. Пропп В. Русские аграрные праздники. — Л., 1963. — С. 25.

31. Тернер В. Символ и ритуал. — М.: Наука, 1983. — С. 171.

32. Кайюа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. — М., 2003. — С. 225.

33. Кайюа Р. Указ. соч. — С. 225.

34. Цивьян Ю. Указ. соч. — С. 58.

35. Зоркая Н. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900–1910 годов. — М., 1976. — С. 200.

* Продолжение. Начало см.: Вопросы культурологии. 2016. № 9

Статья поступила 13.06.2016 г.

Не прошло и столетия после того, как В. Белинский убеждал «Ходите в театр», как А. Белый, словно подхватывая эстафету, призывал: ходите в синематограф (42). Этот призыв был озвучен поэтом в 1907 г. Он уже свидетельствовал о высоком статусе кино, возможности которого возможности театра явно превосходили. Мгновенному приему кино самыми массовыми слоями городского населения во многом способствовала создавшаяся к этому времени ситуация — увеличение за короткое время численности городского населения.

Уже на протяжении ХIХ в. было очевидно, как начинает таять население деревни, которое тогда составляло большую часть населения России и еще продолжало сохранять средневековые традиции жизни, в частности, связь с землей. Ритм развивающегося индустриального общества способствовал втягиванию массы деревенского населения в города. Исследовавший этот вопрос А. Вебер, привлекая массу статистики, констатировал: в течение ХIХ в. число крупных городов увеличилось ужасно, а в них — численность населения. В античных городах численность населения достигала более 100 тысяч. Правда, численность, например, Рима равнялась 600–800 тысячам. Аристотель считал, что в плане численности жителей идеальным городом может быть лишь город, численность которого составляет 10 тысяч жителей. Плутарх предостерегал от перенаселенности городов. Но на рубеже ХIХ–ХХ вв. городская культура во всей Европе превзошла все ожидания. Демографы доказывали, что, например, Лондон не должен превышать 5 миллионов жителей. Но уже в 1895 г. его жителей насчитывалось более 6 миллионов (43).

Рост городского населения за счет мигрантов вызвал к жизни новое образование в городском пространстве, которое назвали массой, городской массой. Некоторые исследователи утверждали, что это образование особого качества. Это уже не народ, а именно масса. Естественно, что исследование рецепции раннего кино невозможно без представления о морфологии массы, какой она в первые десятилетия ХХ в. предстает. Посвящая свою работу вкусам городской массы, как они проявляются в реакциях на фильмы, К. Чуковский в 1910 г. утверждал, что кинематограф как новую форму соборного творчества создает уже не создавший величайшие произведения фольклора народ, а городская масса. Это творимое массой новое соборное творчество является качественно иным. Традиционные формы фольклора угасли вместе с покидающим деревни крестьянством, т. е. народом. То же, что предстает в кинематографе, является порождением города и городской массы. «Но на другом конце нашей культуры, в ту же самую секунду, стал слагаться новый сплошной быт, — пишет К. Чуковский, — новое множество, новое сонмище, новое скопище людей сгрудилось в новое тело — город. И чуть создался этот сплошной быт, создались и новые возможности для соборного творчества. Соборное творчество без сплошного быта немыслимо. И город, сделавшись городом, стал творить свой собственный эпос, и вот этот эпос в кинематографе» (44).

Для Цитирования:
Хренов Николай Андреевич, Рецепция кинематографа на раннем этапе его истории как проблема культуры. Часть 2. Кино и город*. Вопросы культурологии. 2016;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: