Статья поступила 25.01.2016 г
Исторический научный жанр «устная история» появился в мировой исторической науке в первой половине ХХ в. В СССР свидетельства очевидцев не считались полноценным историческим источником. Хотя печатались мемуары знаменитых людей — полководцев, передовиков производства, ученых. Но эти воспоминания контролировала цензура. В советской исторической науке ставка делалась на документальную базу архивов. Научный жанр «устная история» был практически неизвестен отечественным историкам в советское время, в основном, не принимался в 1990-е гг. (во всяком случае, в Кузбассе). Для исследователей народного фольклора были знакомы элементы этого научного жанра. Они записывали, песни, частушки, поговорки и т. п. у местного населения разных регионов страны. Исследователи фикси ровали народное творчество, но изучение динамики развития культурных трансформаций, как правило, не являлось целью их работы. Эту динамику смог выявить научный жанр «устная история». Хотя изначально в нашем случае ставились задачи изучения исторических аспектов. В 1990-е гг. Кемеровский общественный научный фонд «Исторические исследования» во главе с доктором исторических наук, профессором Л. Н. Лопатиным организовал сбор материалов по коллективизации. Целью являлось узнать, чем была политика коллективизации для крестьян. По итогам работы были опубликованы монографии [1, 2, 3]. Удалось опросить 149 респондентов 1904–1934 гг. рождения. Среди них: 15 чел. родились в 1904–1910 гг.; 54 чел. — в 1911– 1920 гг.; 72 чел. — 1921–1930 гг., 8 чел. — после 1931 г. Эти люди были очевидцами коллективизации в основном в Кемеровской, отчасти Новосибирской областях и Алтайском крае, а также (в отдельных случаях) на Украине, Урале и других регионах страны [2].
Уникальность материала, собранного в жанре «устная история», невероятна для историка. Респонденты дают возможность специалисту погрузиться в историческую эпоху. Эмоциональность респондентов способствует этому. Но таким же уникальным материалом явились рассказы очевидцев коллективизации для понимания социокультурных процессов в советской деревне. Респонденты продемонстрировали динамику трансформации культуры: праздничной, песенной, аксиологических ориентиров крестьян. Особенно примечательно, что часть респондентов помнила еще досоветскую деревню. Поэтому они могли сравнить жизненный уровень и культуру разных эпох. В статье приведены типичные высказывания, отражающие общее мнение респондентов. Возможно, для части читателей они покажутся весьма необычными.