По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 74.01/.09

Уральская индустриальная биеннале современного искусства: опыт ревитализации городской среды

Ткачева Дарья Сергеевна ГБУ «Государственный центр современного искусства» (Волго-Вятский филиал), Россия, 610050, Киров, ул. Кольцова, 11, E-mail: daryatka@gmail.com

3-я Уральская индустриальная биеннале в Екатеринбурге в очередной раз продемонстрировала возможности современного искусства как инструмента ревитализации городской среды. Наглядным воплощением этого стала художественная трансформация здания гостиницы «Исеть». Наряду с такими знаковыми событиями, как выставка-форум «Иннопром» и инициатива проведения в Екатеринбурге симпозиума Международной биеннальной ассоциации становится очевидным, что этот Фестиваль современного искусства играет важную роль в развитии города и региона.

Литература:

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Предисловие к изданию 1976 г. — М.: Academia, 2004.

2. Лефевр А. Социальное пространство. [Электронный ресурс.] // Журнальный зал [Интернет-проект]. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2010/2/le1.html (дата обращения: 12.02.2015).

3. Бубнова Я. Кураторский манифест // 2-ая Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Каталог. — Екатеринбург: Издательско-полиграфический центр УрФУ, 2012.

4. Производство и применение: (не)выставочные стратегии современного искусства // 2 Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Дайджест интеллектуальной платформы. — Екатеринбург: Издательскополиграфический центр УрФУ, 2012.

5. Хисматулина Н. Незаводская история: стрит-арт на ОЦМ // 2-ая уральская индустриальная биеннале современного искусства. Каталог. — Екатеринбург: Издательско-полиграфический центр УрФУ, 2012.

6. Арт-резиденции [Электронный ресурс.] // 2 Уральская индустриальная биаеннале современного искусства [Официальный сайт]. URL: http://second. uralbiennale.ru/catalog/item/233 (дата обращения 07.02.2016).

7. Герасименко П. «Искусство работает в индустриальных пространствах». Интервью с комиссаром Уральской индустриальной биеннале Алисой Прудниковой [Электронный ресурс.] // Art 1 Visual daily [Сетевое издание]. URL: http://art1.ru/art/iskusstvo-rabotaet-v-industrialnyx-prostranstvax/

8. Пострелиз конференции «Переосмысление индустриального ландшафта. Исследование, сохранение и перспективы развития» [Электронный ресурс.] // Уральский филиал Государственного центра современного искусства [Официальный сайт]. URL: http://www.ncca.ru/events.text?fi lial=5&id=448 (дата обращения: 22.02.2016).

9. Специальные проекты [Электронный ресурс.] // 1 Уральская индустриальная биеннале современного искусства [официальный сайт]. http://fi rst. uralbiennale.ru/catalog/item/spetsialnyj_proekt (дата обращения: 10.02.2016).

10. Уральский филиал Государственного центра современного искусства. [Электронный ресурс.] [Официальный сайт]. URL: http://www.ncca.ru/main?fi lial=5 (дата обращения: 15.01.2016).

Статья поступила 24.03.2016 г.

Роль городской среды в жизни современного человека заметно меняется в последние десятилетия. Развитие социальных медиа, рост политической и социальной активности актуализируют культурологическую проблематику общественного, публичного пространства, что позволило французскому теоретику неомарксизма Анри Лефевру закрепить за социальным пространством смысл «многообразия знаний» [2]. Исследованию возможностей искусства извлекать, репрезентировать эти знания и с их помощью влиять на качество городской среды и посвящены соответствующие практики современного искусства.

Среди наиболее последовательных проектов, разрабатывающих особенности конкретной городской среды, можно выделить Уральскую индустриальную биеннале современного искусства в г. Екатеринбург, проводимую Уральским филиалом Государственного центра современного искусства с 2010 г. Екатеринбург (бывший Свердловск) — исторический индустриальный центр России и сегодня сохраняет статус важного промышленного города страны, поэтому неудивительно, что именно тема промышленности, индустриальности стала ключевой для художественных экспериментов.

Уральский филиал Государственного центра современного искусства (до 2011 г. — Екатеринбургский) работает с 1999 г. С 2008 г. филиал реализует программу «Уральские заводы: индустрия смыслов», посвященную художественному переосмыслению темы промышленной реальности в городской среде. В рамках этой программы два года подряд в городе проходил международный фестиваль-лаборатория «АRТ-ЗАВОД». Из этой же программы вырос самый масштабный проект филиала на сегодняшний день — Уральская индустриальная биеннале современного искусства [10].

Выбор формата биеннале совершенно обоснован в данном случае. Не только потому, что это одна из самых популярных форм фестивальных мероприятий в мировой практике современного искусства. Дело здесь в другом. Цикличность и регулярность биеннале приводит к практически постоянному ее присутствию на территории. Для российских регионов, где уровень понимания ценности современного искусства очень низкий, подобное перманентное течение события дает возможность вести регулярный диалог со зрителем, а также решать важные просветительские, образовательные задачи. Отличительной особенностью Уральской биеннале также является принципиальный акцент на специфике территории, местной социокультурной среды.

Для Цитирования:
Ткачева Дарья Сергеевна, Уральская индустриальная биеннале современного искусства: опыт ревитализации городской среды. Вопросы культурологии. 2016;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: