По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.83

Медиаобразование как культурологический проект

Кириллова Наталья Борисовна ФГБОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», Россия, 620027, Екатеринбург, ул. Н. Никонова, 6, E-mail: urfo@bk.ru

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты медиаобразования как комплексной структуры прикладной культурологии. Цель медиаобразования — повышение медиаграмотности молодежной (школьной, студенческой) аудитории, формирование медиакультуры личности, способной «читать», анализировать медиатекст, заниматься медиатворчеством.

Литература:

1. Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика. — М.: Академический проект, 2008. — 320 с.

2. Кириллова Н.Б. «Media studies» в контексте теоретических исследований прикладной культурологии // Человек в мире культуры. — 2012. — № 4.

3. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. — М. – Жуковский, 2003. — 400 с.

4. Мастерман Л. Обучение языку средств массовой информации // Специалист. — 1993. — № 4.

5. Медиакультура новой России / Под ред. Н. Б. Кирилловой. — М.: Екатеринбург, 2007. — 512 с.

6. Федоров А.В., Новикова А.А., Челышева И.В., Каруна И.А. Медиаграмотность будущих педагогов в свете модернизации образовательного процесса в России. — Таганрог, 2004. — 240 с.

7. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. — М.: АПН, 1990. — 160 с.

8. Шариков А.В. Так что же такое медиаобразование? // Медиаобразование. — 2005. — № 2.

9. Экранная культура в современном медиапространстве. Сб-к материалов научн.-практич. конф. под ред. Н. Б. Кирилловой. — Екатеринбург: изд-во УрГУ, 2006. — 240 с.

10. International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences, 2001.

11. Masterman L. 18 Principles of Media Education. — Carlsson & Feilitzen, 1998. — 202 р.

12. Media Edication. — Paris: UNESKO, 1984

Статья поступила 11.08.2016 г.

Вопрос о том, что такое медиаобразование, в чем его сущность и характерные особенности, стал в последние 20–25 лет одним из самых актуальных и дискуссионных в отечественной гуманитарной науке.

Известно, что ЮНЕСКО еще в 1980-е гг. рассматривало медиаобразование как приоритетное направление педагогики, а информационный фактор — ведущим в процессе обучения подростков и молодежи в школе среднего и высшего звена: «Под медиаобразованием (media edication) следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической, автономной области знаний в педагогической теории и практике» [7. С. 8].

«Центральная и объединяющая концепция медиаобразования — репрезентация (representation). Медиа не отражают реальность, а репрезентуют, т. е. представляют ее. Главная цель медиаобразования — «денатурализация» медиа. Медиаобразование в первую очередь — исследовательский процесс» [5. С. 22–23]. Такова точка зрения известного британского медиапедагога Л. Мастермана.

В международной энциклопедии социальных и гуманитарных наук констатируется: «Медиаобразование — это изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей аудитории для интерпретации и оценки их содержания, тогда как изучение медиа (media studies) обычно связывается с практической работой по созданию медиатекстов. Как медиаобразование (media edication), так и изучение медиа (media studies) направлены на достижение целей медиаграмотности (media literacy)» [1. С. 94].

Конечно, задачи медиаобразования могут меняться в зависимости от возраста аудитории, от теоретической базы медиаобразования и т. д., однако практика показывает, что большинство медиапедагогов четко выделяет следующие важные цели [9. C. 26]:

Для Цитирования:
Кириллова Наталья Борисовна, Медиаобразование как культурологический проект. Вопросы культурологии. 2016;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: