Статья поступила 11.08.2016 г.
Вопрос о том, что такое медиаобразование, в чем его сущность и характерные особенности, стал в последние 20–25 лет одним из самых актуальных и дискуссионных в отечественной гуманитарной науке.
Известно, что ЮНЕСКО еще в 1980-е гг. рассматривало медиаобразование как приоритетное направление педагогики, а информационный фактор — ведущим в процессе обучения подростков и молодежи в школе среднего и высшего звена: «Под медиаобразованием (media edication) следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической, автономной области знаний в педагогической теории и практике» [7. С. 8].
«Центральная и объединяющая концепция медиаобразования — репрезентация (representation). Медиа не отражают реальность, а репрезентуют, т. е. представляют ее. Главная цель медиаобразования — «денатурализация» медиа. Медиаобразование в первую очередь — исследовательский процесс» [5. С. 22–23]. Такова точка зрения известного британского медиапедагога Л. Мастермана.
В международной энциклопедии социальных и гуманитарных наук констатируется: «Медиаобразование — это изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей аудитории для интерпретации и оценки их содержания, тогда как изучение медиа (media studies) обычно связывается с практической работой по созданию медиатекстов. Как медиаобразование (media edication), так и изучение медиа (media studies) направлены на достижение целей медиаграмотности (media literacy)» [1. С. 94].
Конечно, задачи медиаобразования могут меняться в зависимости от возраста аудитории, от теоретической базы медиаобразования и т. д., однако практика показывает, что большинство медиапедагогов четко выделяет следующие важные цели [9. C. 26]: