Журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, утвержденный ВАК РФ (в редакции, действующей до 30.11.2015 г.)
В статье дается обзор советологических дискуссий постсоветского периода, обозначаются проблемы в теоретическом и методологическом аппарате советологического дискурса и некоторые методологические основания советологических исследований.
В статье предпринимается анализ ценностных предпочтений провинциального жителя России на примере Нижнего Новгорода. Исследуются культурные бренды нижегородского региона. Рассматривается роль наследия советской культуры, воплощенной в научном знании, системе светского образования и искусства, ценностях солидарности, коллективизма и альтруизма в формировании социокультурных ориентиров и субъективной оценке качества жизни горожан[footnote]1[/footnote]. Сопоставляются ценностные установки европейцев и россиян постсоветского периода и анализируются перспективы ценностей социальной солидарности.
Посредством анализа словарных статей из различного рода словарей в статье прослеживается изменение содержания понятий «интеллигенция» и «советская интеллигенция» под воздействием социокультурных условий, существовавших в обществе. Многие черты советская интеллигенция унаследовала от дореволюционных поколений, и они трансформировались под воздействием советской государственной машины. Советская интеллигенция стремилась не к разрушению, а к преобразованию существовавшего общественного устройства, что обусловлено социальным происхождением представителей советской интеллигенции и социокультурными условиями формирования этого социального слоя в советском государстве.
В данной статье говориться об истории досуга как новом поле для исторических исследований. Обосновывается существование советской концепции досуга, отличной от «западного» взгляда на эту форму бытия человека. Даётся ответ на главный вопрос исследователей советского досуга, а именно: насколько он был управляем?
Каждый выдающийся художник, в том числе актер, если он к тому же еще и гражданин, испытывает давление, с одной стороны, массы, а с другой стороны, власти. Его творчество предполагает перевод аморфного образования массы, которую обычно именуют публикой, в народ. Но это не столь легкое дело. Нужно, чтобы сама масса этого хотела. Это обстоятельство уже превращает творческую деятельность артиста в драматический акт. Но драматизм в творчестве актера возникает и в его отношениях с властью. Мимо всех этих проблем не прошел и выдающийся актер второй половины ХХ в. Аркадий Райкин.
Различные дефиниции «советской культуры» полагают, что ей присущ идеал соборности, который как системобразующая характеристика выводит за рамки линейного подхода в развитии «советской культуры» и включает «советскую культуру» в контекст общего развития российской культуры. В статье выдвигается гипотеза определения основных параметров модели «советской культуры» на основе циклической смены суперсистем культуры П. А. Сорокина в последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная.
В статье рассматривается проблема влияния отчуждения на сферу культуры в отражении философских сочинений конца XIX — начала XXI вв. Современное вырождение культуры есть результат этого отчуждения, причиной же является отчуждение труда. Одним из проявлений данного вырождения стал авангардизм, эволюционировавший от «неопасного бунта» к доходному бизнесу.
В статье рассматриваются движущие силы театрализации, среди которых особо выделяется энергия сакральных переживаний. На материале песенного флешмоба, идущего по Украине, России и за рубежом, обнаруживается иррациональная притягательность образа Советского Союза. Синкретизм социальной, политической, нравственной, сакральной энергий вызывает мощный всплеск массового творчества, способного преодолеть возникающие препятствия.
В ноябре 1916 г. Павел Милюков осуждал неспособность правительства выработать стратегию: «Что это — глупость или измена?» Тогда «речь Милюкова вызвала бурные диспуты в Думе», напоминает корреспондент Financial Times Макс Седдон. «Когда же ровно через 100 лет он “запостил” ее в “ВКонтакте” — самой популярной в России соцсети — реакция была совершенно иной», — пишет журналист. Так, пользователь Владимир Курочкин написал, что все совсем как сейчас — словно 100 лет и не миновало.
Пособие адресовано студентам вузов, изучающим историю искусства, и представляет собой материалы для самостоятельной внеаудиторной работы. В составе пособия — вопросы и задания для самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности, информационные и справочные материалы, словари и списки литературы. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты всемирной истории искусства, логику его развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка различных видов искусства.
На основе телесно-ориентированного подхода и концепции «телесно воплощённой симуляции» в статье рассматривается роль аффективного, телесного опыта в интерпретации аудиовизуальных произведений. Утверждается, что сама «визуальность» мира формируется скорее внутренними телесными элементами, нежели абстрактной властью взгляда, причем именно тело зрителя и его активность задает условия для восприятия образов. Предлагаются основания для выработки мультисенсорной методики анализа аудиовизуальных произведений, альтернативной традиционнной «герменевтической» и семиотической методологии анализа кинотекстов.